Обман покупателей существовал всегда и был массовым. Современные технологии и развитие общества усложнили его технологии, но не исключили полностью. Напротив, появились новые формы и методы обмана, рассказал агентству «Прайм» Вадим Ковригин, заместитель директора института экономики, управления и права МГПУ.
По его словам, все методы обмана можно разделить на две группы:
1. прямой обман;
2."черный" маркетинг.
К первой группе можно отнести обвес, добавление в чек других товаров, завышение цены в чеке в сравнении с ценой на полке. Такой обман при хорошей бдительности и внимании к деталям раскрыть легко.
Более сложная ситуация со второй группой методов. Маркетинг был, есть и будет. И далеко не всегда он осуществляется честно. Самый распространенный способ — продажа товара по большой скидке с учетом, однако, изначально завышенной цены.
Обещание большой скидки в любой в форме (просто снижение цены, «два берешь — платишь за один» и тому подобное притупляют бдительность, заставляя совершать необдуманные покупки", — предупредил он.
Распространена также продажа товара под маркой и брендом другого, с иными, менее качественными характеристиками. Иногда продавцы намеренно нагнетают ажиотаж вокруг товара — «последний экземпляр», искусственно созданная очередьи т. д.
Загвоздка кроется в том, что за применение первой группы методов ответственность на недобросовестного продавца наложить легко, а вот со второй группой возможны проблемы. КоАП установлена ответственность за введение в заблуждение покупателя, однако, ее непросто доказать. Покупателя ведь никто не принуждал брать по скидке, характеристики товаров озвучивались заранее. Именно здесь необходимо совершенствование законодательства, считает Ковригин.