В первом номере журнала «Современное дошкольное образование» за 2024 год опубликована статья Ольги Шиян, ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Вместе с соавтором Яной Коротун в статье Ольга Александровна раскрывает результаты исследования — оно проводилось с целью проанализировать влияние нарративной практики, в рамках которой взрослые поддерживают сочинение и обсуждение детьми сказочных историй, на развитие творческого мышления.
Раскрыв основные понятия исследования — «творческое мышление», «детские нарративы», «нарративная практика», — авторы проанализировали современные исследования, посвященные влиянию нарративных практик на детское развитие: «По итогам проведенного анализа источников мы можем сказать, что к настоящему моменту остается нераскрытым вопрос о том, может ли именно нарративная практика стать ресурсом для развития творческого (диалектического) мышления дошкольников». Авторы выдвигают гипотезу о том, что в рамках специально организованной нарративной практики — решения противоречивых ситуаций в символическом пространстве — возможно создать условия для амплификации как творческого мышления, так и способности порождать сказочные истории.
В исследовании приняли участие 60 детей 6−7 лет, а в качестве способа активизации творческого мышления дошкольников использовалась нарративная практика «Сказки с провокациями». Вот лишь несколько примеров противоречивых ситуаций, инициирующих сочинение историй с детьми:
- Добрый делал доброе, но оно оказывалось злым. Он добрый или злой?
- Смелый может быть трусом, а трусливый оказаться смелым?
- Можно ли ехать и одновременно — не ехать?
- Было красивое, а оказалось — уродливым. Как такое возможно?
- Был кто-то щедрый, но и жадный одновременно?
Вот что авторы статьи рассказывают о полученных результатах: «Исследование показало, что в условиях нарративной практики, где дети сочиняли историю, отталкиваясь от противоречивой ситуации, произошли значимые изменения как в творческом мышлении, так и в качестве детских историй. Детские истории стали более структурными, в них чаще стали встречаться художественные образы и оперирование отношениями противоположности».
Читайте полную версию статьи «Нарративная практика „Сказки с провокациями“ как пространство развития творческого мышления дошкольников», чтобы узнать, как научиться поддерживать детское сочинительство и развивать диалектическое мышление.
Фото: Freepik