1 марта 2024 года в Российской академии образования состоялась работа Академической мастерской для собственников и руководителей частных образовательных организаций. С приветственным словом участникам выступила Ольга Васильева, Президент Российской академии образования, академик.
В пленарной части рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия государства и частного образования. В ходе проведения мастер-классов и тематических лекций профессор департамента информатизации образования Института цифрового образования, доктор педагогических наук Ольга Заславская выступила с двумя тематическими лекциями, посвященными возможностям применения цифровых технологий для активизации обучения школьников.
В содержании первой лекции представлены основные тренды развития современных образовательных технологий. Среди них выделен тренд, связанный с применением игровых технологий в организации учебного процесса. В ходе лекции на конкретных примерах показано, что применение игровых технологий для учебного процесса, способствует активизации учебной деятельности школьников. При этом Ольга Юрьевна отметила, что применение цифровых технологий в качестве инструмента активизации учебной деятельности должно быть дозированным и целесообразным, а цифровые образовательные ресурсы необходимо применять в сочетании с традиционными средствами обучения.
Вторая лекция была посвящена применению технологии искусственного интеллекта. В лекции Ольги Заславской представлен краткий экскурс в историю возникновения данной технологии и дан ретроспективный анализ представлений человека об искусственном разуме, которые складывались на протяжении последних десятилетий в произведениях литературы и искусства. Показано текущее состояние развития технологии искусственного интеллекта и проанализирована степень его проникновения в сферу образования. Так, по приведенным данным, Россия занимает 4 место по количеству генеративных сетей, входит в топ 10 стран по совокупной мощности суперкомпьютеров, и занимает 12-е место в международном рейтинге QS по количеству вузов, внедривших технологию искусственного интеллекта в образовательный процесс. В ходе лекции были проанализированы перспективы применения данной технологии в учебном процессе, а также описаны риски и ограничения, связанные с этим. Одним из выводов лекции стало суждение о том, что искусственный интеллект может применяться в учебном процессе как объект изучения (на уроках информатики), и как средство обучения (при подготовке педагогов). Однако следует отметить, что применяя искусственный интеллект в образовании, необходимо также руководствоваться принципом необходимой целесообразности и уместности, особого внимания требует подготовка в области формирования критического мышления и выявления потребностей областей учебной, внеучебной, контрольно-диагностической деятельности.