Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, стала участником новой рубрики Рыбаков Фонда «Вопрос дня». В интервью с Еленой Морозовой, директором по коммуникациям, она рассказала, чему и как нужно научить ребенка до того, как он пойдет в школу.
«Если в дошкольном возрасте ребенок приобрел базу — доверие взрослому, чувство автономности и инициативность, — то он будет с огромной радостью и интересом осваивать новое. Если нет — ребенок будет занят переживанием эмоциональных проблем, поэтому очень важно научить дошкольника именно этим трем вещам. Готовность к школе вырастает из детских умений слушать взрослого, сочинять и разворачивать игру.
Поэтому ошибается тот, кто думает, что для того, чтобы ребенок читал, нужно учить его читать. Для того, чтобы ребенок в будущем читал, нужно, чтобы взрослый читал ему с самого раннего возраста. Важно не учить читать, а создавать такую среду, в которой будут интересные истории, сюжеты, которые хочется расшифровать. Слияние букв, переход к слогам — это безусловно важно. Но еще важнее, чтобы было желание читать, желание расшифровать запись.
Второе важное умение — способность выражать себя через текст. Чтобы ребенок смог это делать, в дошкольном возрасте он должен рисовать и рассказывать истории. Рисунок для малыша — это естественное выражение себя через символы. Детский рисунок объединяет в себе и историю, и изображение, и отношение: все, что нужно для будущего письма. И если взрослый начнет прислушиваться к этому, спрашивать, что нарисовано, предлагать записать, то в этот момент начнет строиться фундамент для умения выражать себя через текст. Как только ребенок поймет принцип письма, он сам с огромной радостью начнет записывать. То же самое касается и игры, внутри которой вызревает умение управлять собой и умение планировать".
Посмотреть интервью можно здесь.