Top.Mail.Ru

К 195-летию со дня рождения Ивана Сеченова

Великие деятели науки велики не только тем, что они сами сделали во время жизни, но и тем, что они завещали сделать будущим поколениям. К таким великим людям в науке мы по праву причисляем нашего учителя Ивана Михайловича Сеченова.

А. Ф. Самойлов

13 августа исполняется 195 лет со дня рождения Ивана Михайловича Сеченова, учёного и просветителя, педагога, доктора медицины и зоологии, создателя первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии, члена-корреспондента, почётного члена Санкт-Петербургской академии наук, члена Московского психологического общества при Московском университете. Начиная с 1955 года, его имя с гордостью носит Сеченовский Университет.

И. М. Сеченову было суждено стать тем учёным, чьи работы коренным образом изменили представление научной среды. И сегодня его фундаментальные труды продолжают влиять на развитие физиологии, психологии, медицины, теории познания. Предложенный им междисциплинарный подход к исследованиям нашёл широкое распространение в современной науке, а сам Иван Михайлович остаётся одним из известных деятелей отечественной медицины.

Каким в детстве был Сеченов? Где учился будущий учёный? Какие работы прославили Ивана Михайловича? Почему учёного считают популяризатором науки? Какова роль Сеченова в воспитании следующего поколения учёных? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 195-летию со дня рождения Ивана Сеченова.

«…был неглуп, очень весел, обладал искусством подражать походке и голосам, чем часто потешал домашних и знакомых…»

Иван Михайлович Сеченов родился 13 августа 1829 года в селе Тёплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии, которое сегодня называется Сеченово в честь знаменитого уроженца здешних мест. Его отец, Михаил Алексеевич, был отставным секунд-майором лейб-гвардии Преображенского полка. Мать, Анисья Егоровна, крепостная крестьянка, которой Сеченов предоставил вольную.

В дружной и счастливой семье было 8 детей: 5 мальчиков и 3 девочки, младший — Иван. Маленький Ваня получил домашнее образование: математику преподавал священник, иностранные языки — гувернантка, выпускница Смольного института.

К подростковому возрасту Иван был хорошо развит физически, отлично умел играть на бильярде, страстно любил ездить верхом, хорошо рисовал, прочёл все произведения А. С. Пушкина и многое знал наизусть, интересовался «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголя.

«Работайте, работайте всеми силами! Не теряйте дорогих юных лет ваших на непроизводительный труд и развлечения! Помните, что вы получаете высшее образование — этот цвет мысли — на последние гроши русского обездоленного мужика и что вы являетесь неоплатным должником его»

Как и старших братьев, юношу хотели отдать в Казанскую гимназию, но ухудшение материального положения семьи после смерти отца не позволило этим планам осуществиться. Образование Сеченов получил в Главном военно-инженерном училище. Выбор пал на данное учебное заведение, так как полный четырёхлетний курс обучения стоил 285 рублей, на которые воспитанника кормили и одевали.

В 1843 году Иван отправился в Петербург, где за несколько месяцев он подготовился и успешно сдал экзамены. Воспитанникам Главного военно-инженерного училища преподавали математику, физику, химию, фортификацию и другие науки. «…но к инженерному искусству, со всеми его аксессуарами, черченьями разного рода, душа у меня не лежала», — вспоминал позднее учёный.

Успешно проучившись 5 лет в низших классах училища, молодой человек неважно сдал экзамены по фортификации и строительному искусству. Его отправили в чине прапорщика для прохождения службы в Киев. В 1850 году И. М. Сеченов ушёл в отставку.

«Попади я из инженерного училища прямо в университет на физико-математический факультет, из меня мог бы выйти порядочный физик, но судьба решила иначе»

Иван Сеченов приехал Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета в качестве вольного слушателя. Сначала его увлекали терапия и патологическая анатомия, но спустя некоторое время наступило разочарование, юноше хотелось исследовать глубинные процессы, которые сопутствуют болезням, а тогда врачи не занимались этими вопросами. Знакомство с хирургом Ф. И. Иноземцевым, директором университетской хирургической клиники, занимавшимся исследованием роли нервной системы в развитии заболеваний, благотворно повлияло на Ивана Михайловича. Труды Иноземцева нашли отклик в его душе. На основе работ Фёдора Ивановича появилась первая научная статья Сеченова «Могут ли влиять нервы на питание?».

В 1856 году И. М. Сеченов успешно сдал выпускные экзамены и сразу же получил диплом доктора медицины. Он продолжил обучение в Европе. Иван Михайлович в данный период разработал абсорбсциометр — прибор для определения количества газов в жидкостях собственной конструкции. Результатом европейской учёбы стала диссертация под названием «Материалы для физиологии алкогольного отравления», которую в марте 1860 года учёный успешно защитил в петербургской Медико-хирургической академии, после чего получил степень доктора медицины.

«Отец русской физиологии»

И. М. Сеченов — основоположник первой в России научной школы физиологии. Он был как теоретиком, так и убеждённым практиком: благодаря усилиям учёного появилась одна из первых лабораторий в стране, в стенах которой проводились физиологические исследования. Уже в 1860-х годах Иван Михайлович совершил открытия, перевернувшие науку того периода: он, например, писал, что «акт нервного возбуждения есть акт по природе электрический; закон возбуждения в мышечной ткани такой же, как в нерве; акт мышечного возбуждения можно назвать электрическим, как и процесс нервного возбуждения». Видеоурок «Нервная система. Нейроны, нервы, нервные узлы. Центральная и периферическая нервная система» расскажет об устройстве нервной системы. Фундаментальная работа «Рефлексы головного мозга» являлась огромным событием в научном мире. Материл «Рефлекс» подробнее познакомит с книгой физиолога. Видео сформирует предста­вле­ние о реф­лек­се, реф­лек­торной ду­ге и реф­лек­торном принци­пе работы нервной систе­мы че­ло­ве­ка, а тест «Рефлекторная регуляция» закрепит данную тему. Ивану Михайловичу удалось научным образом доказать взаимосвязь психической жизни человека и внешних раздражителей, где под рефлексом учёный понимал отклик нервной системы на эти самые внешние факторы. Видеоматериал «Особенности психики человека. Типы темперамента» раскроет эта­пы форми­ро­ва­ния со­зна­ни­я и даст опре­де­ле­ния ха­рак­те­ра и темпера­мен­та, из видеоурока «Высшая нервная деятельность человека. Условные и безусловные рефлексы, их значение» школьники узнают об исследованиях и открытиях И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Сценарий урока «Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение» расскажет об особенностях условных и безусловных рефлексов, а с помощью приложения «Безусловные и условные рефлексы» можно установить соответствие между названием рефлексов и их характеристиками.

Сеченова интересовало множество научных проблем. Он изучал закономерности взаимодействия крови и углекислого газа. Данные знания не только помогли ему объяснить, почему аэронавты погибали на воздушных шарах, но и благодаря данным исследованиям зародилась авиационная физиология.

Учёному мы обязаны появлением физиологии труда. Он рассчитал, что человеку вредно работать более 8 часов в сутки, и ввёл в научный оборот понятие «активный отдых».

Иван Михайлович сыграл важную роль в популяризации науки. Об этом говорят его многочисленные публичные лекции. Также Сеченов вместе с супругой перевёл на русский язык труд Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», таким образом, с работой познакомились читатели, не владевшие английским языком.

Современники И. М. Сеченова считали его одним из прототипов Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Видео «Роман И. С. Тургенева „Отцы и дети“». Творческая история, смысл названия, специфика конфликта в романе" напомнит характеристику героя произведения.

Преподавательская деятельность

Учёный был талантливым лектором, который умел пробудить в студентах интерес к науке и доступно объяснить даже самые сложные вещи. А. Ф. Самойлов, университетский ассистент физиолога, вспоминал: «Лектора с таким дарованием я в своей жизни никогда раньше, ни позже не встречал. Он обладал прекрасной дикцией. Особенно поражала сила логики в его лекциях. Лекции Сеченова слушались и посещались студентами очень охотно».

Преподавательская деятельность Ивана Михайловича длилась более 40 лет. Он создал крупную школу учёных, в числе которых физиологи Н. Е. Введенский, Б. Ф. Вериго, А. А. Кулябко, Г. В. Хлопин, М. Н. Шатерников и другие. Особую роль в жизни лауреата Нобелевской премии «за работу по физиологии пищеварения» И. П. Павлова сыграла книга Сеченова «Рефлексы головного мозга». Тест «Высшая нервная деятельность. Работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова» позволит изучить учение Павлова о высшей нервной деятельности, основанное на идеях Сеченова о рефлекторных механизмах психических процессов, и определить значение этих процессов.

Иван Михайлович Сеченов удостоен званий заслуженного ординарного профессора, члена-корреспондента по биологическому разряду и почётного члена Императорской Академии наук. Сеченов — кавалер орденов Святой Анны III степени, Святого равноапостольного Владимира III степени и Святого Станислава I степени. Имя выдающегося учёного носят улицы в 66 городах мира.

«Талант ещё далеко не всё; нравственные качества человека и его мировоззрение — вот что определяет лицо настоящего учёного».

И. М. Сеченов

Источник изображения: www.sechenov.ru



Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»

В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ