23 декабря методисты Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, учителя московских школ и эксперты в области образования провели «мозговой штурм» по поиску и определению новых подходов к решению «сложных» вопросов. Встречи всех предметных клубов оказались насыщенными и плодотворными: большинство присутствующих были готовы поделиться своим опытом с коллегами. Кто-то из участников подготовился заранее, а кого-то на подключение к обмену опытом наталкивали выступления коллег и методистов.
Активная совместная работа учителей и методистов по физике, биологии и музыке шла в течение всей недели: «набрасывались» и обсуждались предложения по работе со «сложными» вопросами, формулировались задания для достижения результатов разного уровня сложности.
На методическом клубе учителей физики А.Н. Долгушин (учитель физики школы № 1950) продолжил генерировать задания одно за другим, вовлекая коллег в интересный и продуктивный диалог и по формулированию заданий, и по поиску их решений и по оценке уровня их сложности.
Спикеры клуба учителей музыки: кандидаты педагогических наук доцент департамента музыкального искусства Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ А.В. Лукина и учитель музыки школы № 1619 Т.И. Бондаренко, а также активные участники клуба — учителя музыки: О.Г. Рыжова, Н.Г. Марданян, Е.В. Спицына, Р.А. Савостьянов — поделились своими подходами к работе над разными «сложными» вопросами предмета.
На встрече учителей химии в рамках методического клуба обсуждалась проблема выбора и применения методов и приёмов, позволяющих школьникам легче усваивать сложный учебный материал. Интерес участников вызвал опыт учителя школы № 1522 Л.М. Абрамкиной по использованию мнемонических правил и комиксов в обучении.
Участники встречи обменялись мнениями по использованию различных способов расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ. Учителя отметили необходимость использования на уроках разноуровневых заданий, направленных на достижение различных метапредметных результатов, развивающих умственные способности школьников и навыки анализа, синтеза, обобщения, классификации.
По-прежнему высок интерес к обсуждению «сложных» вопросов школьной программы и у учителей начальной школы. Более 100 педагогов пришли 23 декабря на встречу со спикером Е.И. Матвеевой, кандидатом педагогических наук, автором УМК по литературному чтению и русскому языку.
Совместно с Еленой Ивановной педагоги смогли рассмотреть и обсудить достоинства ряда заданий по развитию читательской грамотности младших школьников. Сложно не согласиться с выводом участников клуба: «Просто читать — совсем не просто. Когда человек, не понимает, что и почему ему интересно, ему трудно искать новые книги…»
Вопросы мотивации детей к процессу чтения, организации внеклассного чтения и осуществления индивидуального подхода, а также подходы к структурированию рабочей программы обсуждали учителя русского языка и литературы со спикерами-экспертами Скулачевым Антоном Алексеевичем, председателем Гильдии словесников, учителем литературы школы № 1514, членом Совета по русскому языку при Президенте РФ, членом ЦПМК ВсОШ по литературе, и Волковым Сергеем Владимировичем, заведующим кафедрой словесности ОАНО «Новая школа».
Фокус на обучении умению коммуницировать на иностранном языке в младшем школьном возрасте был сделан на методическом клубе учителей иностранных языков. Участниками встречи была сформулирована основная задача учителя — научить ребенка учиться, применяя эффективные игровые приемы. Эксперты-спикеры клуба — учителя английского языка московских школ Екатерина Иваничева, Ирина Кучеренко, Юлия Ефремова — в своих выступлениях представили красочно оформленные задания для младших школьников, увлекательные квесты, праздничные рождественские мелодии с интерактивными заданиями.
Учителя обществознания на встрече провели первичное обобщение — «сборку» предложений по решению «сложных» вопросов, сформулированных участниками в ходе декабрьских клубов. Обсудили педагоги и предметные результаты, и контекст применения обществоведческих знаний, и формат заданий, мотивирующих ребят на активную деятельность.
Благодаря спикеру встречи — Н.С. Мироновой — была поднята проблема формирования финансовой грамотности обучающихся. Нелли Станиславовна предложила целый ряд практико-ориентированных заданий, направленных на решение этого вопроса, которые были очень тепло приняты учителями.
Г. А. Рассолов, учитель истории школы № 1533 «ЛИТ», кандидат исторических наук и неоднократный обладатель Гранта за вклад в развитие МЭШ, поделился с учителями истории собственными примерами наработок по решению «сложных» вопросов в изучении истории.
Многоплановые меж- и метапредметные подходы, которые были продемонстрированы Григорием Анатольевичем при раскрытии таких вопросов, как реформация в Европе, становление абсолютизма, вызвали искренний интерес среди коллег. В ходе продуктивной дискуссии участники встречи обсудили выбор содержания, способствующего активной деятельности детей, типов и видов заданий, позволяющих достичь качественного освоения содержания, способов распределения заданий внутри блока сценариев уроков, подходам к отбору исторических источников и много другое. Важным дискуссионным вопросом стала роль учителя истории на уроке, в том числе, в способствовании увеличения времени на реализацию конкретной деятельности ученика.
Учителя информатики, наконец, смогли сбросить груз ответственности ЕГЭ и с удовольствием включились в творческий процесс «мозгового штурма» по генерированию новых подходов к решению «сложных» вопросов предмета.
Участники встречи клуба по физической культуре так прокомментировали встречу: «Учитель физической культуры, как хирург, должен делиться своим опытом и наработками с коллегами. Научился сам, научи других». Единодушно было выражено мнение, что такие встречи являются очень актуальными и важными для обмена опытом и творческими подходами преподавания.
Встреча учителей технологии была посвящена обсуждению таких «сложных» вопросов предмета как компьютерная графика и 3D моделирование. Спикер встречи — учитель технологии кадетской школы-интерната № 1 «Первый Московский кадетский корпус» А.А. Толстых — настолько интересно и ярко рассказывал о темах, вызывающих затруднение не только у учеников, но и у самих учителей, что участники встречи тут же выразили готовность поучиться у педагога и как профессионалы, и как ученики.
Дух сотворчества, царивший на последней встрече учителей-предметников в уходящем 2020 году, яркие идеи коллег вдохновили и сблизили участников всех клубов на совместную разработку материалов для Библиотеки МЭШ. Что это будет: пособия для учителей или самоучители для учеников, циклы уроков или подборки тестов и интерактивных приложений? Увидим в ближайшее время!