Top.Mail.Ru

«Учительская газета»: инструменты анализа и самоанализа учебного занятия

Сотрудники лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Андрей Иоффе и Людмила Бычкова познакомили читателей «Учительской газеты» с разработками лаборатории — двумя новыми инструментами, которые позволяют проводить системный анализ и самоанализ проведенных занятий.

Умение анализировать собственное занятие, равно как и занятие, проведенное коллегами, современные ученые и практики, работающие в сфере образования, совершенно справедливо относят к числу важнейших составляющих педагогического мастерства. В самом деле, можно ли представить себе профессионала, причем в любой сфере, который выполнил работу и не оценил ее качество? Если такое и случается, вряд ли человек, избегающий этого этапа своей деятельности, может называться профессионалом. Для специалиста важно не просто видеть плоды своего труда, но и фиксировать, что в результатах и самом процессе было сделано хорошо, а что требует совершенствования. Только при наличии полноценной профессиональной рефлексии мы все становимся более успешными в своем деле, нарабатываем необходимые профессиональные умения и навыки, формируем подходящие для нас в типичных ситуациях способы деятельности и алгоритмы, становимся увереннее и самостоятельнее в принятии решений по самым разным, порой неожиданным, вопросам.

Это будет полезно педагогам не только в повседневной рутинной работе, но и в ходе подготовки к профессиональным конкурсам и фестивалям, мастер-классам, конференциям,

пишут авторы статьи «Профессиональная рефлексия», рассказывая о таких эффективных инструментах анализа и самоанализа учебного занятия, как «Блочно-модульный конструктор» (БМК) и «Навигатор занятия».

Первый из них позволяет не только проектировать, но и анализировать занятия, выделяя следующие базовые блоки: организационный, мотивационный, информационный, практический, оценочный и рефлексивный. Кроме того, исследователи разработали экспертный лист.

В нем выделены по пять компонентов каждого блока занятия, которые в целом влияют на качество занятия и поддерживают достижение обучающимися личностных результатов, зафиксированных ФГОС, объясняют Андрей Наумович и Людмила Васильевна. Данный экспертный лист вполне подойдет как для самоанализа занятия, так и экспертизы занятия, проведенного коллегами. При этом возможен анализ письменных/печатных/видеоматериалов, а также занятия, проведенного здесь и сейчас.

Второй же инструмент — «Навигатор занятия» — позволяет удерживать в фокусе внимания два аспекта: организационный и уровневый. Педагогу предлагается анализировать занятие, отвечая на вопросы, размещенные в специальной таблице. Отсутствие ответа на тот или иной вопрос и не заполненные в таблице ячейки будут означать, что педагог недостаточно проработал соответствующий уровень и организационный аспект либо в ходе проведения занятия, либо это системная проблема, которая проявилась еще на этапе проектирования.

Прочитав полный текст статьи, читатель подробнее познакомится с описанными инструментами, а также найдет упомянутые таблицы, работа с которыми поможет сделать учебные занятия более целостными, гармоничными и комплексными.


Персоны



Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»

Доцент МГПУ организовал для школьников исследовательский чекап-проект


03 ноября 2024 г.


В ходе проектной работы школьники разберут особенности функционирования органов кровеносной системы, научатся работать с научным оборудованием и представлять результаты своих исследований

Главные новости