10 апреля в ИНО МГПУ состоялась лекция Полины Ухановой, руководителя выставочного отдела Музея моды, о самых ярких кутюрье XX века и символике в их работах.
Мода непостоянна: каждый сезон меняются ткани, фасоны, цвета, однако у её творцов и законодателей есть своя ДНК — символы, которые они используют в работах, отличающие их модели от сотен тысяч других. Полина Уханова рассказала о знаках, которые выбирали яркие представители такой изменчивой моды XX века: Коко Шанель, Эльза Скиапарелли, Кристиан Диор и Александр Маккуин.
Лектор легко развенчала несколько мифов о Великой Мадмуазель, как называли Шанель, рассказала, как связаны феминизм и маленькое черное платье: эта история совсем не о трауре, а о возвращении черного цвета в жизнь обычной женщины, которая до этого могла позволить себе носить такой цвет либо в ученичестве, либо в трауре.
Полина также объяснила, почему аромат винтажных Шанель № 5 так сильно отличается от современных, и рассказала несколько историй из жизни Шанель и её отношений с другими представителями творческой элиты: Полем Пуаре, Сергеем Дягилевым и другими.
Следующим был рассказ о прямой конкурентке Шанель — скандально известной в своей время и сейчас незаслуженно забытой Эльзе Скиапарелли. Родившаяся в достаточно обеспеченной семье, получившая превосходное образование, она составляла полную противоположность Коко Шанель, которая не умела рисовать. Скиапарелли использовала в своей работе как символы, которые были значимы для неё лично, например, зодиак или насекомые, так и символы, которые она заимствовала у сюрреалистов. Кутюрье активно сотрудничала с Сальвадором Дали, используя и образ Мэй Уэст, и символы ракообразных. Эльза Скиапарелли очень тонко чувствовала распространение фашисткой идеологии — и это пугало её. Она создает свое знаменитое платье «Скелетон» как предзнаменование будущей войны.
Войны сильно меняют общество и, конечно, не могут не затронуть моду, которая чувствительно отзывается на любые изменения. Однако после Второй мировой войны в 1947 году мир моды меняется в одночасье с показом ранее никому неизвестного дизайнера Кристиана Диора — его new look вернул женщинам не только большие юбки и тонкую талию, но и женственность, и хрупкость. Вариации на знаменитый костюм Bar появляются у модного дома до сих пор.
Последним, но не по значению, был Александр Маккуин, который стал классиком моды ещё при жизни, что удается далеко не каждому модельеру. Все его коллекции были отражением активной жизненной и творческой позиции: феминизм и неприятие насилия по отношению к женщинам проявляется в ранних его работах, увлечение Шотландией — в странной и яркой коллекции «Изнасилованная Шотландия». Его провокационные работы и показы содержали множество символов, например, цветовые решения платьев в желто-черных тонах: черный как цвет боли и смерти, желтый как цвет сумасшествия были выбраны им, чтобы показать, как сильно сказывается на женщине насилие.
— Мне очень понравилась лекция. Так много интересной информации о всем известных и даже не очень известных брендах. Было много необычных фактов, которые позволили ещё глубже погрузиться в историю моды. Очень хотелось бы побольше таких мероприятий.
Лекция вышла интересная и яркой, со множеством интересных фактов и даже опровержений. Полина Уханова умело вела слушателей через перипетии не только модных тенденций и символики, но и жизненных путей и судеб знаменитых модельеров.
Всем, кто интересуется историей моды, мы рекомендуем прочитать:
- Дарья Ермилова. История домов моды.
- Раиса Захаржевская. История костюма: от античности до современности.
- Людмила Кибалова и др. Иллюстрированная энциклопедия моды.
- Лариса Горбачева. Костюм XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро.
- Марк Тангейт. Построение брэнда в сфере моды.
- Фиона Ффулкс. Как читать моду.
- Эльза Скиапарелли. Моя шокирующая жизнь.
- Марни Фогг. Мода. Всемирная история.
- Магги Руфф. Философия элегантности.
- Катерина Михалева. Система моды.