В конце сентября в закон «Об образовании» были внесены изменения: с 1 января 2023 года на всех уровнях образования будут действовать федеральные образовательные программы. Коснулось это и дошкольного образования. Это значит, что с нового года «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» предположительно заменит действующую в настоящее время «Примерную основную образовательную программу дошкольного образования», прошедшую экспертную оценку и одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Новый проект федеральной образовательной программы дошкольного образования был представлен на портале проектов нормативных правовых актов к общественному обсуждению 3 ноября и вызвал широкий резонанс среди экспертов и работников системы дошкольного образования.
Главные задачи новой программы дошкольного образования — «всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций». Кроме того, программа вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Разработкой нового проекта занималась рабочая группа Минпросвещения совместно с сотрудниками лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Института возрастной физиологии РАО».
Представленный документ напрямую повлияет на жизнь детских садов, работу каждого воспитателя и будущее детей, и потому эксперты активно подключились к обсуждению и предложили внести ряд изменений в проект программы.
«Члены ассоциации „Наше детство“, в которую входят авторы практик и программ дошкольного образования, обнаружили в проекте ряд формулировок, идущих вразрез с Федеральным государственным образовательным стандартом в области дошкольного образования, в основе которого лежит культурно-историческая теория нашего великого соотечественника Л.С. Выготского, и данными психолого-педагогических исследований», — пишет газета «Вести образования».
Одним из экспертов, отметившим несовершенства предложенной программы стала Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, член ассоциации «Наше детство»: «Значительное время рекомендуется проводить в формате занятий, что противоречит ключевым целевым ориентирам ФГОС ДО — развитию самостоятельности и инициативности детей, создает риск поддержки школьных образовательных форматов, не соответствующих особенностям дошкольного возраста. Кроме того, проект делает фактически невозможным использование таких программ дошкольного образования, как Монтессори, Реджио, Вальдорф, ПРОДЕТЕЙ, „Сообщество“, „Открытия“».
Члены ассоциации «Наше детство» также отмечают следующее:
- Строгая фиксация содержания образования нарушает принципы вариативности и индивидуального подхода в дошколке и входит в противоречие с целями программы и положениями ФГОС в области дошкольного образования, такими как «учет возрастных и индивидуальных особенностей детей» и «развитие инициативности, самостоятельности и ответственности».
- Согласно законодательству РФ, декларируется «свобода выбора получения образования в соответствии со склонностями и потребностями человека„. Принятие же предложенного проекта программы сделает такой выбор затруднительным.
- Требование для педагогов о создании отдельных рабочих программ образования и воспитания увеличит количество бумажной работы, но не повлияет на качество взаимодействия с детьми.
- О понятии „развивающая предметно-пространственная среда“ в документе в настоящий момент упоминается лишь вскользь, между тем это одно из важнейших средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта.
“По итогам обсуждения эксперты ассоциации „Наше детство“ направили в Общественную палату РФ официальное письмо с просьбой пересмотреть спорные положения проекта и внести корректировки. Больше внимания эксперты предложили уделить поддержке инициативы детей и построению образовательной деятельности на основе их индивидуальных особенностей, превращая каждого ребенка в полноценного субъекта образования. Члены ассоциации „Наше детство“ считают целесообразными мерами опору на существующий ФГОС ДО, смещение внимания с возрастных ориентиров на индивидуальные возможности ребенка, отказ от унификации программ и замену „школизации“ на активное применение в садах игры как ведущей деятельности», — пишут «Вести образования».
Источник: «Вести образования»