28 сентября 23 студента 1 курса приняли участие в качестве зрителей творческой программы в Государственном институте искусствознания в рамках международного конгресса
«Российский опыт изучения нематериального культурного наследия в контексте мировой науки». Вместе с группой на концерте побывала Ольга Кузьмина, куратор курса, доцент кафедры русского языка и методики преподавания филологических дисциплин.
Академическое образование для будущих преподавателей русского языка и литературы в Московском городском педагогическом университете — это соединение теории и практики. Курс по русскому фольклору для первокурсников института гуманитарных наук предполагает обязательное знакомство студентов с живой традицией.
В концерте принимали участие:
- Фольклорно-этнографический ансамбль Российской академии музыки имени Гнесиных (художественный руководитель — С. Ю. Власова).
- Мужская группа Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Художественные руководители — Г. В. Лобкова и К. А. Мехнецова
В программе были представлены:
- обрядовые песни междуречья Болвы и Жиздры (Калужская область),
- лирические песни Владимирского Поочья,
- песни и наигрыши Псковской области,
- песенная лирика Русского Севера.
«Благодаря такому формату студенты получают наглядное и живое представление об обрядовой песне, фольклорной сказке, причитаниях и частушках, народных наигрышах на редких старинных инструментах, особенностях народной пляски и женского и мужского фольклорного вокала»
— Ирина Райкова, профессор кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета, специалист по русскому фольклору.
На концерты таких ансамблей я редко хожу, больше предпочитаю классическую инструментальную музыку. Но должен признаться, что вчерашний вечер был изумителен. Было заметно, что такие музыкальные группы способны вызвать истинный восторг даже у тех людей, которые далеки от музыки. Программа выступающих была грамотно составлена: от неспешного и протяжного начала, где хор девушек исполнял лирические песни и причитание (одну из девушек накрыли платком, под ним она плакала), до более веселых и смешных, энергичных и танцевальных камаринских плясовых песен. Запев, который открыл концерт, сразу погрузил весь роскошный зал со слушателями в совсем другую эпоху. Я считаю, что это одна из наиважнейших задач любого исполнителя на сцене — заставить погрузить все и вся вокруг себя в совсем другой мир, в другие краски. Иначе, понятное дело, слушатель/зритель уснет (очень часто наблюдаю) в мягком кресле на концерте. Так вот, погружение в песни было достигнуто! Мало того — ближе к концу выступления весь зал улыбался, радовался, хлопал и топал под ритм музыки, свистел, танцевал вместе с музыкантами. Если бы надо было описать концерт одним словом, я бы сказал: «симфония», потому что-то, что сегодня прозвучало, можно как раз было бы поместить в симфонию. Коду концерта, заключительную часть, я бы описал как «Con brio, nel modo russico» (с огнем, по-русски), когда все поют, танцуют, играют на инструментах, веселятся. В концерте была и импровизация, когда, например, из зала на сцену совершенно неожиданно вышел мужчина и начал танцевать под музыку. В такие моменты зал больше оживляется. Больше всего мне понравился мужской квартер выпускников консерватории Римского-Корсакова. Они выступали второй группой (первая — секстет девушек), исполняли «Мужскую беседу» с былиной и сказкой, с парой песен и псковским наигрышем. Вместе с ними мы окунулись в беседы тех старых времен, когда мужики собирались в избе и рассказывали самые разные истории, которые с ними приключались или которые они сами видели. Рассказ мог плавно перейти в песнь, а потом снова вернуться в разговор. После окончания беседы каждый взял инструмент (скрипку [вместо гудка], балалайку, гармонь и цимбалы), и квартет начал исполнять песни и наигрыш. Они — большие профессионалы своего дела. А еще мне было очень интересно наблюдать за тем, с каким выражением лица стоял педагог, когда перед ее глазами на концерте выступали ее ученики. То, как она с закрытыми глазами, сидя в зале, «выступала» вместе со своими студентами, участвовала с ними в музыке и песнях, проживала и пропевала про себя мелодии, хватаясь слухом за каждую ноту, тональность, тембры. То, как во время полифонии голосов у нее получалось различить и расслышать каждую отдельную мелодическую линию, которую красочно пропевала каждая из выступающих на сцене. То, как она волновалась, переживала, пока весь зал слушал и наслаждался исполнением артистов.
— Дмитрий Морозов, 1 курс
Концерт помог дополнить свой проект по дисциплине «Русский фольклор», так как на нем показывали, как происходят свадебные причитания. Также очень понравилось, как показали песни мужчин, ведь в наше время это довольно редко можно увидеть, а в те века это было достаточно популярное явление. Из этого концерта я извлекла много чего полезного, к примеру о фольклорных традициях, а также — как народ видел различные исторические события (на концерте затрагивалась тема, как военных провожали на фронт).
— Ксения Михалева, 1 курс
Мне очень понравилось. Во-первых, кадриль в исполнении Московского народного ансамбля была просто великолепной. Во-вторых, их «оппоненты» из Петербурга замечательно играли на музыкальных инструментах и совмещали это с пением. В-третьих, построение выступления ансамбля из Петербурга в форме бесёды — это очень интересный способ преподнесения материала! А ещё сказка о том, как солдат в карты обыграл генерала, тоже очень понравилась.
— Анастасия Фомина, 1 курс