18 апреля 2021 года завершился авторский курс лекций «Психология развития с позиции культурно-исторической концепции» Бориса Эльконина, главного научного сотрудника лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ*.
Елена Ушакова, научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, следующим образом прокомментировала лекции своего коллеги:
«Основное назначение прочитанного цикла — восстановить исторические контексты культурно-исторического подхода в психологии Л. С. Выготского. Не секрет, что многие современные психологи, психологические школы и направления подвергают сомнению значение культурно-исторического подхода в современной психологии, в частности, в психологии детства и психологии развития. К сожалению, источник этих сомнений коренится зачастую в том, что культурно-исторический подход преподается в педагогических и психологических вузах обзорно, без достаточной степени детализации. Цель прочитанных лекций — не только указать на истоки и те культурные контексты, в которых возник культурно-исторический подход, но и обозначить степень и характер влияния культурно-исторического подхода на современные направления в психологии, показать его значение и место в современной науке».
Борис Даниилович начал курс с освещения вопроса, который является базовым для понимания содержания всех лекций, — об истоке субъектности. Лектор также проследил становление и развитие психологической науки от В. Вундта до З. Фрейда. Далее спикер объяснил переход к культурно-исторической психологии и повороту, совершенному Л. С. Выготским и связанному с открытием основного условия объективации психики.
Поясняя идею Л. С. Выготского, Борис Даниилович отметил:
«Психика не естественна. События, называемые концентрацией, интенциональностью и поведенческим актом, не происходят естественным образом. Нужны особые условия и особый эксперимент на способ их выхода наружу и видения — экспериментальный генез концентрированности-связности поведенческого акта, то есть эксперимент на приведение человеком себя в состояние концентрации-связности (состояние произвольности)».
Говоря подробнее о посредническом действии, Борис Даниилович пояснил, что «это совокупное действие, при котором в телесно-предметном материале опробуется, испытывается и „оживляется“ значение знака и утверждается значимость самой ситуации».
Лектор поддерживал интерес и активность слушателей, приводил яркие метафоры, цитаты классиков культурно-исторической психологии, примеры из жизни.
«Достаточно большое внимание лектор уделил развитию школ и направлений культурно-исторического подхода в XX веке: обсуждались работы А. Р. Лурии, Н. А. Бернштейна и других учеников и соратников Льва Семеновича, — рассказала далее о выступлении Бориса Данииловича Елена Ушакова. — Особое внимание лектор уделил обсуждению противоречий и принципиальных различий в подходах Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Дискуссия получилась тем более интересной, что на лекции присутствовали несколько выпускников психологического факультета МГУ, которые традиционно являются последователями школы Леонтьева. Достаточно серьезная дискуссия развернулась вокруг другого концептуального различения — представлений о деятельности в системо-мыследеятельностном подходе (СМД-подходе) Г. П. Щедровицкого и развивающем обучении (система Б. Д. Эльконина — В. В. Давыдова). Очень важно, что среди слушателей лекций были представители разных школ и направлений культурно-исторического подхода в психологии. Это придало обсуждениям остроту и энергичность».
Изначально цикл должен был насчитывать шесть лекций. Но и слушатели, и сам Борис Даниилович были настолько увлечены темой, что было решено увеличить количество встреч до десяти. Дополнительная заключительная встреча была организована на базе Авторского клуба на Садовнической с чаепитием в неформальной обстановке.
*Курс организован некоммерческим партнерством «Авторский клуб».