18 октября 2018 г. в институте педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ состоялось первое заседание научно-методологического семинара, руководимого профессором департамента психологии, д.пс.н. Степановым С.Ю.
В контексте общей тематики семинара, связанной с развитием идей рефлексивной психологии и педагогики сотворчества, вниманию участников был предложен совместный доклад Степанова С.Ю. и Климовой Т.А. на тему: «Психологические основы полилогической организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».В начале докладчики сосредоточили внимание аудитории на социокультурных, философско-методологических и образовательно-практических предпосылках возникновения идеи полилогизма в психологии и педагогике.
По их мнению новые стандарты образования востребуют от современного педагога и нового подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Все больше образовательная доминанта переносится с ЗУНовского на компетентностный и даже метакомпетентностный результат педагогической деятельности. Первостепенными становятся задачи развития коммуникативных, познавательных и креативных компетенций у обучающихся. Именно эта потребность актуализирует полилогический подход к организации образовательного процесса.
Полилог как метод рефлексивной организации коллективно-креативной деятельности и коммуникации был разработан Степановым С.Ю. и внедрен им и его учениками в различных сферах для решения не только прагматических задач, связанных с повышение КПД групповых форм творчества (на что обычно направлены методики мозгового штурма, ТРИЗ
Сергей Юрьевич отметил, что в этом году исполняется 30-летний юбилей со дня выхода в психологическом публикационном пространстве первой работы по полилогу. Концептуально-методологическая рефлексия возможностей полилога, по мнению Т.А.Климовой, позволила выйти на понимание возможностей не только соотнесения принципа полилогизма с работами Л.С.Выготского, М.М.Бахтина, В.С.Библера и др. классиков отечественной и мировой психологической мысли, но и разработать довольно широкий спектр психолого-педагогических инструментов и методик, имеющих перспективное практическое значение для образования на всех его уровнях. Авторы доклада продемонстрировали для участников семинара несколько примеров таких развивающих образовательных инструментов. Содержание доклада вызвало живую полемику среди участников семинара (студентов бакалавриата и магистратуры, а также преподавателей департамента психологии ИППО).
Подытоживая дискуссию, В.М.Поставнев (начальник департамента психологии ИППО) отметил, что психолого-педагогический опыт разработки и использования в образовании принципа полилогизма может быть полезен не только и не столько для развития элементарных форм компетенций, сколько для комплексного формирования целостных метакомпетентностных структур и возможностей у обучающихся.