Top.Mail.Ru

Игорь Реморенко дал интервью «РГ» о цифровых «аспирантах» и новом поколении абитуриентов

В Московском городском педагогическом университете создали цифровых «аспирантов» -двойников великих педагогов Константина Ушинского и Льва Выготского. Это боты, в «памяти» которых собрано почти все обширное наследие ученых. О том, кому пригодятся такие помощники, а также о ЕГЭ и приемной кампании этого года «РГ» рассказал ректор МГПУ Игорь Реморенко.

Игорь Михайлович, кто и как сможет получить консультацию у аспирантов с великими именами?

Любой студент или преподаватель, который захочет узнать точку зрения наших нейросетевых ученых, получить ответ на волнующий вопрос, возможно даже в целях подготовки дипломной или курсовой работы. Почему аспиранты? Потому что это программы, созданные на основе искусственного интеллекта, на отечественных базовых системах ЯндексGPT и GigaChat. Алгоритмы «учились» на текстах Выготского и Ушинского. На недавнем Дне открытых дверей МГПУ мы протестировали эти модели. Вопросы были самые разные. Ребята, например, спрашивали, что и тот, и другой, считают наиболее важным в педагогике. Аспирант Ушинского выступает за приоритетность воспитания, аспирант Выготского во главу угла ставит социальное взаимодействие как источник развития.

Как еще можно использовать подобные системы в образовании?

Системы генерации текстов очень хорошо помогают в ситуации боязни чистого листа. Например, когда есть какое-то задание и не знаешь, с чего начать. Спроси у Выготского — бот подскажет, даст некое базовое авторитетное мнение. Второе — это генерация не текстов, а тестов — серии вопросов для группового обсуждения темы или для проверки, как студенты эту тему усвоили. Нейронные сети неплохо подсказывают, каким образом можно сформулировать учебные вопросы. Но использование подобных алгоритмов только началась, появились первые публикации. Самые неожиданные применения, обсуждение навыков работы с нейросетями — всё это ещё впереди.

В разгаре приемная кампания. Кто идет в МГПУ? Какие они, современные абитуриенты?

Сначала расскажу, что на начало июля у нас на программы бакалавриата и специалитета подано уже около 15 тысяч заявлений. Большинство — 77% — идет через супер-сервис «Поступление в вуз онлайн» на Госуслугах. При этом не сокращается и количество тех, кто приходит в приемную комиссию очно.

Что сказать о нынешних абитуриентах? Они, пожалуй, более раскованы, не боятся задавать вопросы, и это хорошо. Они не скованы какими-то стереотипами, более открыты миру. Уровень иностранного языка существенно выше, чем лет десять назад. Они «прокачаны» в теме искусственного интеллекта, год от года все сильнее настрой на использование технологий. Правда в условиях, когда любой факт можно мгновенно проверить, в памяти у молодых эти факты не долго задерживаются. Они меньше помнят, но более критично относятся к освоению информации.

Как вам инициатива об отмене ЕГЭ?

Скорее всего, это очередная информационная волна, которая вряд ли закончится принятием законопроекта. Конечно, нет никого, кого ЕГЭ устраивало бы полностью. Я думаю, ни в одной стране мира нет тех, у кого бы не было претензий к подобного рода экзаменам «с высокими ставками», — так принято называть подобные испытания. Все ищут, как их изменить, как усовершенствовать. И пока какой-то модели, которая бы точно была лучше ЕГЭ, нигде нет.

А как бы вы предложили улучшить Единый?

Игорь Реморенко: Я, как и многие мои коллеги, недоволен самими тестами. На мой взгляд явно не хватает какого-то внятного стратегического документа, где говорилось бы, как часто и в каком направлении должны меняться контрольно-измерительные материалы. И мне кажется, что в будущем, может не очень ближайшем, но все же, точно должно быть разрешено пользоваться на экзаменах интернетом.

Идея с профильным ЕГЭ для будущих педагогов-предметников — верная. Так, для учителей физики логично было бы сдавать физику, математику и русский.

Как это?

Я как управленец, раз в пять лет прохожу аттестацию. Отвечаю на различные вопросы по своей образовательной тематике и не только. Вопросы там заковыристые, но интернетом, пусть и в очень ограниченное время, пользоваться разрешено. Быстрый поиск информации в Сети — важный навык не только для управленцев, но и вообще для современного человека. Ничего плохого в этом нет. То же самое, мне кажется, в будущем ждёт и экзамены с высокими ставками, когда в них будет «вживлено» использование различного дополнительного инструментария, помимо справочных материалов. Это не быстрый процесс, потребует кардинального изменения экзаменационных материалов. Повторю, вопрос не ближайшего будущего, но думать над ним надо.

Недавно прозвучало предложение ввести обязательный профильный ЕГЭ для будущих педагогов-предметников. Согласны?

Сегодня ситуация такая: при поступлении на программу педагогического образования есть два обязательных экзамена. Это обществознание и русский язык. Третий экзамен вузы подбирают самостоятельно. Обязательное обществознание — совсем неплохо для будущих учителей истории, литературы, например, русского или иностранного языков. Но не для тех, кто собирается преподавать естественные науки. Количество старшеклассников, способных хорошо подготовиться по истории и обществознанию, куда больше, чем тех, кто одинаково хорошо подготовится по физике и обществознанию.

Есть еще один странный сюжет. Де-юре для будущего учителя физики вуз может установить три экзамена: русский, обществознание и история. А вовсе не ту самую физику, которую будет потом преподавать в школе выпускник. Странно, правда? Но такое возможно.

Поэтому идея с профильным экзаменом мне нравится. Мы в МГПУ за то, чтобы разрешили обществознание заменять другим предметом. Например, для учителей физики можно было бы сдавать физику, математику и русский. Это три экзамена, которые вполне релевантны для того, чтобы начать учить самого учителя физики. А сейчас из-за обязательного обществознания мы, возможно, теряем сильных учителей в области математики, физики, химии, биологии.

Все мы живем в преддверии перехода на новую систему высшего образования. Какие перемены ждут студентов и абитуриентов?

Для нас пока нет какого-то понятного консенсуса о сроках и модели именно педагогического образования. Скорее всего, появится больше пятилетних программ. Но для нас это не в новинку, В МГПУ количество студентов, учащихся на пятилетних программах по удвоенным профилям, растет год от года. Причем мы предлагаем, чтобы в будущем набор шел сразу на 6−8 профилей. Первые два года студент пробует себя в базовых вещах по разным направлениям, а через два года выбирает два профиля более жестко и осваивает их до пятого курса. Это делает обучение и профессиональный выбор более осознанным. Вот это мы хотим реализовать в новой модели высшего образования.

Фото: МГПУ
Источник: Российская газета


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»