«Конечно, не стоит думать, что в моем исследовании в МГПУ я нашел универсальную панацею от шалости. Нет. Открытие научной работы в том, что я смоделировал, как устроена шалость. Это полезно для тех взрослых, кто настроен не просто гасить любые неудобные проявления ребенка, а хочет получше узнать его детские потребности.»
Что же рекомендует эксперт МГПУ Борис Куприянов?
СОВЕТ № 1 — НЕ ДЕЛАТЬ ТРАГЕДИИ ИЗ ОБЫЧНОЙ ШАЛОСТИ
Ребенок учится жить, поэтому активно тестирует социальные нормы, проверяя взрослый мир на прочность. Именно в диалоге со взрослым, родителем или воспитателем, ребенок вырабатывает собственные представления о допустимом, формирует такие качества, как самостоятельность, ответственность, совесть.
Естественная детская шалость возникает стихийно, чтобы снять накопившееся напряжение, пережить яркие эмоциональные переживания (шалун сначала провоцирует внешние угрозы, а потом получает удовольствие от риска). То есть так ребенок учиться жить и получает опыт активности. Шалость — это нормально! И относиться к ней надо спокойно.
СОВЕТ № 2 — ОПРЕДЕЛИТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО
Шаля, ребенок нарушает общепринятые нормы поведения, — рисует на стене, сидит в телефоне во время обеда. Так ребенок расширяет границы дозволенного, пытаясь завоевать пространство свободы. Важно мягко, но настойчиво договариваться о рамках, обсуждать почему те или иные действия нежелательны.
При этом стоит помнить, что нарушение правил — это обычно. Если поведение ребенка повторяется, необходимо вновь и вновь пытаться договориться, демонстрировать свою озабоченность. А вот кричать, наказывать, угрожать или, наоборот, все время потакать — не вариант.
Не удовлетворив свои потребности в эмоциях, ребенок психологически травмируется. Он может вырасти вялым, несамостоятельным. Либо же преподнесет нам массу неприятных сюрпризов, преодолев страх перед нами и пойдя ва-банк.
СОВЕТ № 3 — НЕ ТРЕБОВАТЬ НЕВОЗМОЖНОГО
Договариваясь с ребенком, нельзя ожидать и тем более требовать невозможного. Нужно помнить о правиле Януша Корчака. Однажды великий педагог, разговаривая с драчуном, поинтересовался, сколько раз тот сегодня дрался. Мальчик задумался и сказал: «Шесть раз». Корчак очень просил его на следующий день драться не больше пяти раз.
Закон Корчака состоит в постепенном включении самоконтроля. Если мы хотим работать с шалостью, мы должны быть готовы к долгому пути.
СОВЕТ № 4 — БАЛОВАТЬСЯ ВМЕСТЕ
В исследовании мне удалось воссоздать психологический механизм шалости. Детская шалость — это сигнал о недостаточной эмоциональной насыщенности жизни. Сигнал о том, что ребенку не уделяют необходимого внимания, при этом необходимость этого самого внимания у всех разная. Да, есть дети, которым нужно его куда больше!
Важно понимать, что, шаля, дошкольник неосознанно пытается получить максимально яркие эмоции от нескольких вещей: от творчества придумывания шалости, от удивления взрослого от случившегося, от недоумения взрослого (когда взрослый не знает, кто это сделал, а ребенок знает), от разоблачения, от получения прощения за шалость.
Зная этот механизм, мы можем в отдельных случаях подыгрывать, в отдельных компенсировать, а иногда — шалить вместе. Выстраивать ситуации, чтобы ребенок мог побаловаться вместе со взрослым, покидаться вместе подушками. Такие «легальные» шалости приведут к близкому контакту и взаимопониманию.
СОВЕТ № 5 — ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ К ШАЛОСТЯМ
Научному сообществу известны четыре варианта реагирования на шалость: карательный, избирательный, снисходительный, потворствующий. Стоит остановиться на избирательном варианте, когда взрослый адекватно относится к незначительным выходкам ребенка, готов их прощать или не замечать.
Родитель и воспитатель должны разделять веселье с малышом, создавать правила, в которых ребенок может баловаться в определенных ситуациях, адресно реагировать на нарушения установленных договоренностей. Если дома и в детсаду заведено убирать за собой игрушки, а ребенок не хочет этого делать, обманывает, прячет их под кровать, можно придумать с ним «шалость» — специально разбрасывать вещи, соревноваться, кто дальше закинет мягкую игрушку.
Вдоволь наигравшись в баловство, тогда уж напомнить об уговоре сложить игрушки на место. В детском саду стоит устраивать «день наоборот», чтобы дети могли почувствовать себя взрослыми.
ЧТО В ИТОГЕ?
Анализ привычных практик реагирования на детские шалости в школах и детских садах в нашем обществе говорит о преобладании карательного варианта. Хорошо ли это? Вряд ли!
Конечно, есть примеры, когда взрослые направляют и организуют детскую энергию, при этом обязательно участвуя в шалостях на равных. В летних оздоровительных лагерях сложились такие формы совместных шалостей: «День наоборот», комический футбол (с переодеванием участников в нелепые костюмы и намеренным нарушением всех футбольных правил), «День Нептуна» (в ходе карнавального действия, в воду отправляются самые строгие взрослые). Понимая психологический механизм карнавала, можно попытаться обогатить жизнь учебных заведений.
Родителям и воспитателям в свою очередь стоит натренировать себя на правильные реакции, создавать возможности для проявления ярких эмоций, учиться договариваться. Для этого нужно воспринимать шалость не просто как норму, но и как продуктивное проявление ребенка, которое развивает социальный и эмоциональный интеллект, воспитывает креативность.