О чем сейчас говорят люди, что их волнует, чем они озабочены? Для учителей важно понимать общественный контекст, атмосферу, в которой живут люди, чтобы в школе, на уроке, в общении с детьми учитывать этот контекст. Это и есть часть «медиапространства» — не только сообщения СМИ, но и содержание диалогов на улице, в транспорте, в магазинах, в поликлинике, на почте.
Студенты магистратуры «Образовательная медиадеятельность» МГПУ собирают этот материал как учебный для развития не только своей медиаграмотности, но и способности вести диалог с детьми на общественной волне. Об этом — в статье газеты «Вести образования».
Неожиданно наступило время, когда мы уже не дети, и в общении появилось много бытовых тем.
А ещё иногда в нём встречаются друзья из другого поколения и вот такие забавные диалоги. По ним сразу можно понять, кто из собеседников моложе.
— Какого вы Доктора нашли?
— Шишова.
— А у меня «кардиодок».
— Я ж тебе фамилию сказала.
— А я вам — аккаунт в инстаграме.
* * *
Разговор с папой за столом.
— Доня, вот у тебя такое в фиолетовом пакетике это что такое?
— Пап, это сахарозаменитель.
— Ага, ну я так и понял. Померил, сколько таких мерных ложечек в обычной чайной ложке. Знаешь, сколько? Восемь! Врут, собаки, написано: один к десяти! Но все равно надо взять… мне, дяде Вале и матери отдельно, чтобы у меня не брала. Я на дачу отвезу, мне на полгода хватит.
* * *
В солнечный весенний день идут мама и шестилетний сын. Сын глубокомысленно говорит:
— Мама, я уже отрос! Колготки под штанами уже не ношу.
— Да, ты уже большой.
— Посмотри на мужиков вокруг. А они без шапок. Мне тоже пора.
* * *
Электричка, день. Напротив садятся две девчонки лет 11−13. Та, что постарше, — в чебурашковой куртке, в стильных очках. В ходе разговора достаёт свой телефон-раскладушку. Я таких лет 15 уже не видела. Вторая — помладше: простой пуховик, тёплые наушники с кошачьими ушками на голове. В руке телефон с большим экраном в цветастом чехле.
Я не особо прислушиваюсь к разговору. Простая девчачья беседа. В какой-то момент слышу, старшая говорит:
— Надо маме позвонить, спросить.
— Моя мама ответила бы так, — вторая прикладывает свой большой телефон к уху и имитирует занятую мать: «Лиза, я не могу говорить, я же на работе! Всё, пока-пока!»
Остановка — девочки схватили свои сумки и побежали дальше по делам и занятиям.
* * *
Про трамвай.
Папа видел трамваи только в своём городе, и только советские. Сегодня я вывела его к городской Московской линии и услышала:
— Огоооо, ничего себе, какие красивые железяки ездят! Не то что в наше время! Дочь, вы их где купили? В США?!
— Пап, а почему ты решил, что там?
— Ну светятся же! Наверное, и разговаривают, ну как на твоём МЧС. (Имеет в виду МЦК.)
* * *
Раздевалка. После дзюдо мальчишки 5−7 лет разгоряченные, весёлые, смеются.
— Марк как морковь, — говорит один.
Ему в ответ:
— А ты Андрей-воробей!
Андрей:
— Андрей-воробей-не-гоняй-голубей!
Мама мальчика, помогая ему с шапкой, наклонилась и шутливо говорит:
— А то девочки придут, зацелуют и уйдут.
Андрей:
— А почему они уйдут? Пусть остаются.
* * *
Подслушано на педсовете в школе.
На задних рядах сидят две учительницы, идет анализ успеваемости за вторую четверть.
— По этим новым учебникам оценки получаются какие-то жидкие…
— Мало материала заложено?
— Да нет, без души как-то написаны…
* * *
Шестилетний пацан разговаривает со взрослой женщиной. Рассказывает о своей семейной жизни.
— А в выходные ходили в кафе. Я, мама и Дима.
— Дима — это кто?
— Дима — это мамин как бы жених.
— Мамин жених?
— Нет! Как бы жених! Как бы! Что непонятно?!