В представлениях древних греков будущее было за спиной, а прошлое было «впереди», так как прошлое мы видим, а в будущее шагаем не глядя. Вслед за древними греками вдумаюсь во фрагмент своего прошлого с тем, чтобы ответить на вопрос о своём будущем.
Двадцать лет назад я работала в детском доме социальным педагогом. Работа сводилась к лишению родительских прав родителей, оформлению пенсий и борьбе за жилищные права. Времена были упадочные и из имеющих право на внеочередное получение жилья выпускников детских домов формировались многолетние очереди. Я разыскивала родителей, в основном отказавшихся от своих детей ещё в роддоме, и безуспешно уговаривала их впустить к себе детей. Однажды я приехала по одному из адресов, меня впустила женщина, молча выслушала меня, молча выпустила из квартиры. А когда я вернулась на рабочее место, у входа в детский дом стоял роскошный (по тем моим представлениям) автомобиль. Как в сказке: семнадцатилетнюю мать-одиночку в роддоме уговорили отказаться от не очень здоровой девочки, а через пару месяцев сказали, что девочка умерла… От меня бабушка девочки узнала, что девочка жива, и спустя 11 лет мать приехала за своей дочерью. Стечение обстоятельств? Божий промысел?
Дальше … ко мне стали приходить дети со всего детского дома с просьбой найти их родителей. Я ринулась разыскивать. Кроме боли результаты этих «розысков» детям ничего не принесли. Гордыня.
Мне хочется будущего, в котором я смогу отличать долг от гордыни. Смогу делать что нужно и любить тех, кто рядом. Не грешить.
Овладею своими основаниями: случится со мной в моём нынешнем телесном воплощении единство смысла, воли и аффекта (для меня пока значение овладения основаниями таково). Буду хотеть и мочь.
Научившись смотреть на человека как на слабое, себялюбивое и трусливое существо, признав собственную причастность ко всем этим инстинктам и свойствам, буду верить в то и питать свою душу тем, что человек — это дух и любовь, что есть в нём что-то противостоящее инстинктам и жаждущее облагородить их (Герман Гессе. «Игра в бисер»).
Хотя бы для себя и для своих детей удерживать смысл образования в образовании себя из фрагментов, кусочков прошлого, настоящего, культуры и эволюции, в преодолении расщеплённости на всех «этажах» своего бытия.
Вижу смысл образования (человека и государства) в целостности, в осознании собственного наличия, и как следствие, собственного величия, а не в обострённом проживании собственных границ и (особенно) их нарушения.
Благодаря «Эволюции человека» А. Маркова я недавно прониклась пониманием сокрушительной и безальтернативной силы эволюции, и через это понимание идеи Л.С. Выготского приобретают для меня глубину и мощь.
И когда понимаешь сокрушительность и безальтернативность эволюции, невозможно думать о другом человеке (особенно ребёнке) как о тупом лентяе. Не может тогда возникнуть вопрос: как же вы тут доверяете детям, они ж вам на голову сядут.
Высказанная В. Львовским на конференции 19 октября 2020 мысль о том, что понимание физики начинается с понимания того, что все молекулы движутся, заставила задуматься о том, что если бы я понимала это со школьной скамьи, со школьной скамьи я жила бы в безмерной благодарности к мирозданию за явленность нам в стабильных формах, и не требовала бы от окружающего мира предсказуемости.
И вот интересно — что было бы, если бы школьное обучение строилось бы на основе представления универсальных законов вселенной через конкретные уровни познаваемого? Моя старшая дочь в седьмом классе необходимость освоения школьной программы объясняла себе через мем: «школьные знания не пригодятся, но пригодятся те нейронные связи, которые образуются благодаря освоению школьных знаний». Хочется, чтобы моя младшая дочь в 7 классе (всего-то через четыре года, надо торопиться) воспринимала школьные знания как приглашение в тайну (без завываний и манипуляций, простое и величественное приглашение в тайну всеобщих законов, которые воссоздаются на каждом доступном человеку уровне бытия).
Комментирует Александр Левинтов
Спасибо