Не так давно российские школьники показали самые высокие результаты в международном рейтинге читательской грамотности PIRLS. Заведующий лабораторией развития ребёнка МГПУ Игорь Шиян рассказал Татьяне Волошко из MEL.FM, что значит это исследование, почему с начальной школой у нас лучше, чем со старшей, и как это можно изменить.
Международное исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) проводится с 2001 года (раз в пять лет) и оценивает качество чтения и понимания текста детьми, которые оканчивают начальную школу, — у нас это четвероклассники. Вообще, PIRLS проверяет только читательскую грамотность школьников, но глава Рособрнадзора Сергей Кравцов считает, что оно в целом оценивает уровень начального образования в стране.
В последнем исследовании PIRLS (оно проводилось в 2016 году, но результаты стали известны только в декабре 2017-го) участвовали больше 340 тысяч детей из 50 стран и 11 территорий. Они читали два текста — художественный и научно-популярный, а потом отвечали на вопросы к ним.
Татьяна Волошко: В самом первом исследовании PIRLS, в 2001 году школьники из России заняли 16-е место (из 35 стран). А в 2017 году — первое место (из 50 стран). Что изменилось и помогло нашим школьникам показать такие результаты?
Игорь Шиян: Исследование PIRLS — это пример, как международные измерения и результаты влияют на содержания образования. Исследование 2001 года стало одним из стимулов изменения образовательных стандартов — за последние 15 лет они были дважды модифицированы. Россия, кстати, показала отличные результаты и в двух предыдущих PIRLS: в 2006 году — первое место, а в 2011 году — второе. И вот почему:
1. Приняты новые стандарты начального школьного образования (появились метапредметные результаты и читательская грамотность — один из них). И результаты PIRLS говорят об успешности этих стандартов. Когда-то качество чтения проверялось завучем в коридоре и измерялось количеством слов, которое ребёнок сможет прочесть за минуту. Представление о качестве чтения изменилось — и это тоже важно.
2. Мы не перестали быть читающей страной. Результаты наших младшеклассников в PIRLS — сильный удар по этому мифу. В семьях осталась культура чтения и сохранился культ домашней библиотеки. А библиотеки переходят на новые форматы работы, привлекая к себе читателей.
3. Стало больше гаджетов (и это плюс). Обычно гаджеты, наоборот, связывают с тем, что дети перестают читать или читают неправильно. Но у психолога Льва Выготского есть интересное замечание: ребёнок начинает читать тогда, когда ему нужно. В этом смысле гаджет мотивирует читать.
Почему тогда некоторые учителя старших классов говорят, что у детей проблемы с чтением, что они не умеют анализировать текст, отвечать на вопросы, выделять главную мысль. Они говорят о каких-то других детях?
Тут важно уточнить: PIRLS — это измерения качества чтения для чтения. А дальше идёт следующий этап: чтение для решения задач. И именно в этом (по результатам другого международного исследования для старшеклассников PISA) мы не очень успешны. Наша задача — понять как выстраивать работу с читательской грамотностью в средней школе, чтобы это достижение не потерять к старшей. Чтобы дети не просто читали, но и применяли это умение в решении задач.