1 марта 2023 года по инициативе кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации состоялась встреча с учителем английского языка, ответственным секретарём Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников на иностранном языке LINGUA+ (на базе ГБОУ Школы «Лицей № 1535») Ольгой Михайловной Братерской на тему «О сверхурочном: особенности организации участия школьников в проектной деятельности на иностранном языке».
Встреча прошла с участием студентов по направлению
В рамках доверительной беседы удалось затронуть ключевые вопросы, связанные с профессиональной подготовкой и особенностями профессионального пути начинающего учителя иностранного языка. В ходе встречи были раскрыты вопросы об особенностях рейтинговой системы московских школ и аттестации молодых учителей иностранного языка. Участники обсудили возможности дополнительного образования на иностранном языке для московских школьников, а также, в частности, опыт организации участия школьников в конкурсах проектно-исследовательских работ на иностранных языках на примере Всероссийского конкурса LINGUA+. Были затронуты провокационные темы школьной педагогики и лингводидактики (гонка за инновациями и показателями успешности, степень творческой свободы современного учителя, дисциплина на уроках иностранного языка, индивидуальный подход, электронный документооборот, низкая мотивация, пр.). Так, в числе значимых тезисов беседы прозвучали следующие идеи:
- «Начинающий учитель иностранного языка сталкивается с необходимостью постоянного повышения уровня своей профессиональной квалификации, задачей постоянного самообразования и профессионального развития.»
- «Одним из значимых вызовов для современного учителя иностранного языка становится реализация проектной деятельности школьников, в том числе в рамках сверхурочной работы педагога. Учитель должен быть готов к руководству проектно-исследовательской работой школьника.»
- «В современных условиях образования, для которого характеры процессы ускорения, содержательной и технологической трансформации, значимым принципом профессионально-педагогической деятельности становится полифункциональность как способность учителя интегрировать разные виды профессиональной деятельности (обучение, организацию, проектирование, методическое исследование, педагогический дизайн, т.п.).»
- «У учителя иностранного языка всегда есть творческая свобода для выбора стратегий и средств обучения, и это не противоречит базовому УМК, поскольку главная задача учителя при этом — повышать эффективность этого УМК.»
- «Учитывая расширение спектра профессиональных позиций современного учителя, основным ориентиром педагогической деятельности в школе становится развитие метапредметных умений школьника — участника социальных отношений мира ближайшего будущего.»
- «Несмотря на разнообразие предлагаемых инноваций и образовательных стратегий ощутимым дефицитом содержания современного школьного образования всё же является общечеловеческая культура, осознанное качество человека проявлять в себе лучшее человеческое. Пожалуй, это главный целевой приоритет образования современности.»
Благодарим всех участников встречи за возможность построить собственное честное понимание реальности современного учителя и надеемся на продолжение творческого диалога!