К Международному дню инвалидов в 6−7 декабря в Институте специального образования и психологии МГПУ прошла IХ Всероссийская (с международным участием) конференция имени Бориса Викторовича Белявского педагогов специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательных организаций дополнительного образования детей «Коррекция развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного творчества в школьном и дополнительном образовании» в режиме видеоконференции на платформа Microsoft Teams
С приветственным словом к участникам конференции обратились:
Гмошинский Александр Николаевич — руководитель Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты инвалидов БФ «Марафон ИК», автор идеи проведения конференции.
Приходько Оксана Георгиевна — директор Института специального образования и психологии, заведующая кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ; Заслуженный работник высшей школы РФ; член рабочей группы «Качество жизни детей с ОВЗ, детей-инвалидов» при Координационном совете при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства", член Национальной ассоциации экспертов по ДЦП и сопряженным заболеваниям, доктор педагогических наук, профессор. Оксана Георгиевна сделала первый доклад «Об инклюзивном потенциале дополнительного образования».
Важно отметить, что общая численность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих дополнительное образование по всем направленностям общеобразовательных программ, по данным Министерства Просвещения России, составила более 536 тыс. человек. Национальный проект «Успех каждого ребенка» поднял планку в обеспечении доступности и повышение качества дополнительного образования детей, в настоящее время доля школьников, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам увеличилась до 70 — 75%. В этом успехе есть и доля фестивальных мероприятий под девизом «Краски всей России», которое восемь лет было событием в 82 регионах России на 2017 годы для огромного числа детей с ОВЗ, с инвалидностью. Многие участники выставки выбрали для своего будущего профессии, связанные с художественным творчеством. Сертификаты, полученные на выставке стали для них «путевкой в жизнь» и учитывались при прохождении творческого конкурса. Так, например, существует многие годы художественная школа учителя изобразительного искусства Татьяны Георгиевной Песковой школы-интерната № 36 (для обучающихся с нарушениями слуха) города Ставрополя, где ее выпускники художественных колледжей продолжают работать в системе дополнительного образования. В конференции 6−7 декабря приняли участие двенадцать регионов России: Москва, Калуга, Камчатский край, Липецк, Липецкая область, Московская область была представлена городскими округами: Мытищи, Коломна, Одинцово, Подольск, Серпухов; Новосибирская область, Оренбургская область, Ростов-на-Дону, Республика Саха (Якутия), Ставрополь, Челябинск, Республика Беларусь. В течение двух дней было заслушано 24 доклада, которые были подготовлены 33 участниками конференции.
Темы докладов были продиктованы важностью проблем инклюзивного дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью. Среди них «Методическая компетентность педагогов дополнительного образования, реализующих программы художественной направленности» (Журавлева Ж.И.), «Изобразительное творчество как инструмент личностного роста детей с ограниченными возможностями здоровья» (Соловьева И.Л.), «Особенности деятельности психолога в учреждениях дополнительного образования художественной направленности» (Павлова А.С.). Среди выступающих была значительная часть педагогов дополнительного образования — художников: Борисова А.И. (Мытищи, Московская область). Волокитиной Я.В. (Одинцово, Московская область), Жабина В.В. (Подольск Московская область), Кузнецова Г. В., к.п.н., доцент (Москва), Пастуховой С. Ю. (г.о. Грязи, Липецкая область), Песковой Т.Г. (Ставрополь), Зубкова Н. Д. (г. Петропавловск — Камчатский), Ландякова Л. М. (Челябинск).
Выступления педагогов-психологов: Добрыниной А. И. (Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри), рассказавшей о значимости использования методики правополушарного рисования в работе с детьми с ОВЗ; Киричик Е. С. аспирантка Бресткого государственного университета им. А. С. Пушкина, психолога БОЦМР «Тонус» для детей с психоневрологическими заболеваниями (г. Брест Республика Беларусь), посвятила свое выступление теме «Развития эмоциональной саморегуляции детей с ОВЗ школьного возраста средствами арт-терапии»; Комарова А. Е. (МБОУ НШДС ОВЗ г. Мытищи Московская область) рассказала об особенностях обучения изодеятельности детей с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательной организации; Сотскова С. Ю., заведующая Серпуховского отделения сопровождения замещающих семей ГБУ МО «ЦИСС» (г. о. Серпухов Московской области) рассказала о проблемах формирования эмоциональной среды замещающей семьи как фактора социализации детей и ее отражение в рисунках; - прокомментировала заведующая лабораторией инклюзивного образования Левченко Ирина Юрьевна, д.псих.н., профессор, разделившая арт-терапевтическую деятельность и область дополнительного образования.Выступившие педагоги дополнительного образования подняли важнейшие вопросы педагогического обеспечения социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами занятий художественной направленности Чурсина Е. В. учитель ГБОАУ «Центр образования, реабилитации и оздоровления» (г. Липецк); особенности преподавания рисования и керамики ля детей с нарушением слуха и сложной структурой дефекта Пономаренко Ю. В. ГАОУ СО «Центр образования «Родник знаний» (Саратовская область, г. Энгельс); коррекция развития личности ребенка с особенностями психофизического развития в контексте реализации индивидуальной программы обучения по профилю «Декоративно-прикладное творчество» Зеленова О. Н., руководитель образцовой студии моды и дизайна «Креатив» Государственное учреждение образования «Центр дополнительного образования детей и молодежи» (г. Бреста Республика Беларусь); «Особенности развития личности ребенка с ОВЗ посредством обучения нетрадиционным технологиям» Шестаковский Н. И., МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение слуха) № 12 (г. Челябинска); «Развитие духовно-нравственных качеств и воспитания гражданской позиции у детей с ОВЗ посредством творческой деятельности» Заботина Т. П., ГКОУ КО «Калужская общеобразовательная школа — интернат № 5 имени Ф.А. Рау для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (г. Калуга)
Тема «Места современного Музея в художественно-эстетическом развитии личности подростков с ментальными нарушениями» нашла свое отражение в докладе Брикуновой С. С., методиста Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройством аутистического спектра на базе ГКОУ Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42», к. пед. наук, доцента Академии психологии и педагогики ЮФУ; вопросам коррекции двигательного, когнитивного, личностного развития детей с ДЦП средствами ИЗО-деятельности был посвящен доклад Кузнецовой Г. В., доцента кафедры логопедии, к.п.н., доцента (ИСОП МГПУ. Москва)
Учителя -дефектологи и другие педагоги школ подняли вопросы, связанные с коррекцией развития личности детей с интеллектуальными нарушениями средствами художественной вышивки Сидорова Е. С., учитель истории МБОУ «Коробчеевская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Коломна Московской области обсудили методы и приемы, используемые в обучении изодеятельности детей с интеллектуальными нарушениями Кузина А.В., учитель-дефектолог; Иванова Т. В., воспитатель дошкольного отделения МБОУ НШДС ОВЗ г. Мытищи Московская область; общим вопросам инклюзивного обучения было посвящено выступление «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через дополнительное образование Веселуха Г. А. — учитель технологии СШ N 43 г. Петропавловск-Камчатский; вопросам коррекция развития личности глухих обучающихся на занятиях по тестопластике в процессе дополнительного образования в условиях коррекционной школы-интерната (из опыта работы) было посвящено выступление Рыпаковой Т.А., Яковлевой М. Г., учителей ГКОУ «Школа-интернат» г. Бузулука Оренбургской области; сообщение Пилипенко И. А., Озимук Н. Л., учителя ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48» г. Ростов-на-Дону было посвящено теме «Изобразительная деятельность как средство культурного развития, мышления и коррекции личности ребенка с ОВЗ»; отражение вопросов развития графомоторных навыков средствами декоративно — прикладного и изобразительного искусства (в работе с детьми с ОВЗ) было доложено Сизовой Н. В., учителем ИЗО, учителем — логопедом МАОУ Центр образования «Верх-Тулинский» Новосибирская область; новая тема «Коворкинг пространство дополнительного образования как инновационная технология реабилитации дошкольников с ОВЗ средствами ИЗО» Паньковой А. А., учителя-дефектолога, МБОУ С (К) НШ-ДС № 3, г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия) вызвала интерес у слушателей конференции. Доклад «Специфика преподавания музыки детям с ОВЗ» Пугачевой Л.Б., учителя музыки и ритмики МБОУ «Коробчеевская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Коломна Московской области -участницы всех предыдущих конференций вновь заинтересовал нашу аудиторию.
Модераторами конференции были Соловьева И. Л., к. п. н., доцент; Журавлева Ж. И., к. псих. н., доцент.