Top.Mail.Ru

Время подъема и энтузиазма

В 1986 году мне было 25 лет, и это было самое начало моей педагогической деятельности. Я и мои друзья — молодые педагоги — только-только начинали осваивать азы преподавания в школе и каждый раз очень волновались, проводя урок.

Оригинал материала опубликован на сайте «Учительской газеты».

Все время казалось, что мы что-то делаем не так, что-то не успеваем, подготовка к каждому уроку растягивалась на долгие часы… Как же было для нас всех важно услышать девиз Симона Львовича Соловейчика: «Вы блестящий учитель. У вас блестящие ученики»!

А потом настало время останкинских педагогических вечеров, всесоюзных стажировок учителей в авторских школах Тубельского, Щетинина, Караковского; знакомство с методиками преподавания Шаталова, Лысенковой, системой Никитиных… Все это задавало такое удивительное чувство педагогической свободы и желания придумывать что-то новое, интересное, творческое, что это время в моей памяти никак не ассоциируется с трудными годами перестройки и материальными сложностями. Наоборот, это было время необыкновенного подъема и педагогического энтузиазма.
Этим мы «заражали» и родителей, которые тогда, не очень даже понимая наши новые взгляды на образование, бесконечно доверяли нам, соглашались на освоение их детьми начальной школы в системе Монтессори, в вальдорфской школе, в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова и сами учились вместе со своими детьми, изучая новые способы формирования школьного знания.

Спустя 35 лет ситуация, на мой взгляд, изменилась. Сегодня я наблюдаю растерянных, даже испуганных (бесконечными проверками, подготовкой к ЕГЭ и т. д.) учителей, но и большое количество родителей, уверенных в возможности своего влияния на образование собственных детей. И мне кажется это очень ресурсным. Действительно, в экосистеме существует сильная, хотя часто и невидимая, взаимосвязь разных элементов, и когда ослабевает одна позиция, то она удерживается за счет усиления другой. Вот и в экосистеме современного образования мне видится этот же эффект: усталость педагогического сообщества сегодня может поддерживаться и усиливаться ресурсами семейного образования, использованием различных альтернативных форм открытого образования. Важно только уметь разглядеть эту ресурсность и отнестись к ней экосистемно!


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»