1 сентября 2020 года Шалва Амонашвили, заведующий лабораторией гуманной педагогики Института системных проектов МГПУ, провел авторский вебинар, на котором рассказал о принципах гуманной педагогики в цифровом образовании. Онлайн-встреча собрала несколько сотен заинтересованных зрителей, которые активно задавали вопросы, а после благодарили спикера в чате трансляции.
«Цифровая техника — это величайшее достояние человечества, и, конечно, образование без него не обойдется. И все же в обучении должен быть прямой контакт учителя и ученика, контакт глаза в глаза, прикосновения, шептания, рукопожатия. Это особое состояние для воспитания, вдохновения и развития. Иногда 10 минут такого взаимодействия могут значить больше, чем часы, проведенные в онлайне.
Мне рассказывали, что во время дистанционных уроков дети находили тысячи ухищрений, чтобы не сидеть у экрана. Я задумался, почему они это делают: они ведь уже дома, тут нет школьного звонка. Они могут отойти, могут встать, могут переговариваться, могут отключить микрофон. Ответ на этот вопрос прост: с экрана на них смотрит тот же самый авторитарный учитель, который встречал их в классе. Но только теперь этот учитель врывается в дом. Ребенку тяжело сидеть перед ним, плюс ему задают те же самые домашние задания, спрашивают, оценивают. То есть сознание авторитарного учителя не изменилось. Если так продолжится, то цифровая техника станет уже насилием, а не достоинством.
Но есть гуманная педагогика. Педагогика любви и уважения к детям. Важен голос учителя, улыбка, речь. Важна его ответственность при подготовке к уроку, ведь можно не просто сидеть перед экраном, а показывать детям интереснейшие презентации. Стараться заинтересовать учеников. Покажите ребенку красивый экран, говорите с ним добрым голосом, улыбайтесь, испытывайте добрые чувства, желайте встречи со своим учеником. Полюбите себя и так же полюбите детей. Научитесь рассказывать детям анекдоты. Полюбите свою профессию и будьте терпеливыми".
Посмотреть полную запись вебинара можно по ссылке.