Top.Mail.Ru

Волноваться ли, если подросток не выходит из дома?

Подростки часто собираются в стайки и гуляют допоздна. И это тревожит родителей. Но при этом замкнутость и отсутствие желания гулять их тоже пугает. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии МГПУ Лариса Овчаренко объясняет, как вести себя в такой ситуации.

Вопрос. Добрый день, сыну 13 лет. Вроде бы веселый контактный ребенок — правда, только дома. Но он никуда не хочет ходить один: в школу, секции, магазин, все равно куда. На транспорте один тоже ещё никуда не ездил. Школа в пешей доступности: или на автомобиле или со мной идёт. В школе общается. На улицу гулять — нет. Друзья только в онлайн-играх. Дома основное занятие — интернет. Такое чувство, что он не хочет просто выходить из дома, ему и тут комфортно. Что делать?

То, что ребенок веселый и контактный со взрослыми и близкими дома — это прекрасно. Но это не является показателем того, что он такой же в другой среде и при других обстоятельствах. Дом, семья — это территория безопасности. А школа, транспорт и улица — небезопасная среда. И ребенку, скорее всего, там некомфортно, он не хочет туда идти.

Здесь важный вопрос: как родители определяют, что подросток веселый и контактный? Что они вкладывают в эти понятия? Не исключено, что это лишь иллюзия. И на самом деле за пределами дома ребенок не такой уж контактный и веселый, а скорее тревожный и зажатый.

Нежелание выходить за пределы комфортной безопасной среды может быть как просто проявлением робости и страха, так и свидетельствовать о более серьезных проблемах.

Важно понять, чего именно ребенок избегает. Взаимодействия с другими людьми? Контактов как таковых? Самостоятельности в принятии решений?

Возраст 13 лет очень непростой. Это пубертат, когда подросток переживает не только физические, но и психологические перестройки.

При этом основная задача в этом возрастном периоде — общение, поиск «своих»

С одной стороны, не исключено, конечно, что потребность конкретного ребенка в общении полностью удовлетворяется в контактах с компаньонами по онлайн-играм, но с другой — очное офлайн-общение невозможно ничем заменить. И оно является важной составляющей в становлении подростка, в его социализации.

Подобное поведение подростка может быть и просто проявлением пубертата, но может оказаться манифестом более глубокого эмоционального расстройства или реакцией на какие-то потрясения, с которыми он столкнулся вне дома и не хочет вновь погружаться в эти чувства, поскольку они для него травматичны.

В любом случае консультация психолога или психиатра в данной ситуации будет нелишней и позволит исключить серьезные проблемы. А на основании результатов уже можно будет выстраивать дальнейшую коммуникацию с подростком и разбираться, как помочь ему выйти за пределы дома. И нужно ли ему это на самом деле.

Читать в источнике


Персоны



В ИЦО прошло открытое занятие по созданию образовательных ресурсов AR


18 декабря 2024 г.


Начальник департамента информатизации образования Института цифрового образования МГПУ Александр Гриншкун представил технологии создания образовательного контента с использованием дополненной реальности

Как подготовиться к собеседованию


17 декабря 2024 г.


Амбассадоры олимпиады «Я — профессионал» в интерактивном формате рассказали студентам института естествознания и спортивных технологий МГПУ, как подготовиться к собеседованию

Главные новости