Михаил Львович Любимов, директор центра диагностики и консультации «Благо» ИНО МГПУ, кандидат психологических наук, рассказал «Учительской газете» об инклюзии, глухоте и счастье.
Михаил Львович поделился опытом своего пути: глухоту он приобрёл еще в глубоком детстве, но родители решили побороться за сына:
Сначала я пошел в специализированный детский сад, где по методике Б.Д. Корсунской меня научили ручной азбуке (дактилологии). Постепенно пришло владение устной речью, после чего сурдопедагоги (специалисты по работе с таким ребенком) различными приемами закрепляли навыки устной речи и уже не разрешали пользоваться дактилологией. Иногда немного шлепали по рукам, когда мы по привычке пытались говорить ручной азбукой, заставляя говорить только устно. На тот момент это была самая прогрессивная методика.
С возрастом он научился воспринимать речь визуально: читать по губам, улавливать речь по движению щёк и губ. Не всегда ему удается сразу понять, что говорит собеседник, но в таком случае М.Л. Любимов задаёт уточняющие вопросы, не демонстрируя непонимание, чтобы у собеседника не возникало дискомфорта. Михаил Любимов— идеальный пример того, что если хочешь быть счастливым, разносторонним и успешным человеком — нужно работать и стараться, и всё станет возможным. Дорогу осилит идущий!
Для меня успешность – это умение извлекать пользу из своих сильных сторон. Это акцент на знаниях, профессионализме, таланте, полезности, творческой деятельности и постоянная их активная демонстрация. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья часто извлекают пользу из слабых сторон, подчеркивают свою инвалидность и просят помощи там, где они вполне могут справиться сами, не пытаются преодолеть себя.
В 2001 году М.Л. Любимов победил в номинации “Сердце, отданное детям” в конкурсе “Учитель года Москвы”. Когда его спросили о его мнении о концепции инклюзивного образования, он рассказал о необходимости увеличения продолжительности индивидуальных занятий и работе с ребенком с нарушением слуха комплексно, то есть в команде специалистов, и обучении родителей общаться, учить и воспитывать своих детей.
В том же году открылся центр “Благо”. Целью создания центра стала разработка технологий и обучение детей как с нарушениями слуха, так и с нарушениями речи. В настоящее время центр является частью Московского городского педагогического университета.
В современном мире общество должно заботиться об инвалидах, потому что это люди, которые являются такими же гражданами, как и все остальные. Инклюзия не должна быть огульной. Ее надо готовить постепенно, создавая условия прежде всего в классах, где есть ребенок с ОВЗ, начиная с обучения кадров и создания толерантной среды в школе и классе. Надо начинать с общества, потому что человеческий фактор – самый главный.
Сейчас важно прикладывать усилия к тому, чтобы готовить школьное сообщество (ученические, педагогические и родительские коллективы) к позитивному принятию особых детей.
Безусловно, инклюзивное образование — это важная и необходимая часть системы образования России. И невозможно не выразить огромное уважение и благодарность Михаилу Львовичу за неоценимый вклад в развитие этой отрасли. Действительно, удивительный человек.
Центр диагностики и консультации «Благо» ИНО МГПУ создан для детей с особыми образовательными потребностями, а также для детей, испытывающих трудности в школьном обучении и своей социализации. В Центре дети могут пройти диагностическое обследование с целью определения проблем в развитии, выбора оптимальной формы и степени оказания коррекционной помощи, а родители и педагоги могут получить консультационную и методическую помощь специалистов по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями развития.