Top.Mail.Ru

«Вклад в будущее»: развиваем соучастие в детских садах

21−22 апреля 2022 года сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяна Ле-ван и Анна Якшина провели обучение региональных представителей системы повышения квалификации дошкольных педагогов в рамках программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Тема мероприятия — «Индивидуализация в детском саду: расширение возможностей обучения и детского участия». Это был разговор о том, какой должна быть среда, в которой звучит и учитывается голос ребенка, и как расширять возможности дошкольников быть субъектами своего образования и жизни. Уже третий год Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» приглашает сотрудников Лаборатории развития ребенка в качестве экспертов для методического сопровождения дошкольного направления проекта «Развитие личностного потенциала». В этом году в двухдневной программе обучения приняли участие около 30 представителей институтов развития образования и повышения квалификации Иркутской, Кемеровской, Курганской, Новгородской, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Томской областей, Краснодарского и Красноярского краев, республик Алтай, Мордовия и Удмуртия, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

На занятиях обсуждались понятия индивидуализации и соучастия, а также связанные с ними стереотипы. Участники познакомились с условиями, необходимыми для реализации принципа соучастия и расширения возможностей детей, обсудили, как создать среду, учитывающую голос ребенка при принятии решений. Анализ предметно-пространственной среды и взаимодействия на примере реальных кейсов позволил слушателям научиться выделять и анализировать точки роста, аргументировать свою позицию через наблюдаемые факты и давать обратную связь.

Участники отметили ресурсность соучастия в дошкольной практике: «партнерский стиль взаимодействия дает детям возможность быть услышанными, высказывать свое мнение и изменять правила», «для педагога это огромный интерес к работе (постоянно что-то новое), профилактика профессионального выгорания, новые идеи». Также были сформулированы риски, связанные с детским соучастием: страх педагога потерять контроль, сложность учета мнений всех детей, в том числе тихих и стеснительных. Перевод рисков в задачи помог отрефлексировать ограничения существующей практики и наметить направления ее развития.


Персоны



Нужно ли вводить в школах оценки за поведение?


11 апреля 2025 г.


О том, зачем нужны оценки за поведение и как они могут помочь выявить буллинг, рассказала ТАСС начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности, доцент Лариса Овчаренко

Ректор во всем поддерживает ветеранов


11 апреля 2025 г.


11 апреля свой день рождения отмечает ректор Игорь Михайлович Реморенко. От имени всех ветеранов МГПУ поздравляем его и отмечаем большое внимание и поддержку к деятельности ветеранской организации