Важнейшая особенность этого конкурса и фестиваля заключается отсутствии необходимости напоминать, что главное — не победа, а участие. Главным становится соучастие — выход в открытое дружественное пространство общения, возможность поделиться тем, что тебя заинтересовало сильнее всего, уверенность в том, что любовь к чтению — добровольный, самостоятельный и глубоко индивидуальный процесс приводит не к отшельничеству, а как раз к противоположному результату. Третий читательский фестиваль «Книжья нора» начался буквально с порога: ощущение, что двери педагогического университета могут быть открытыми для каждого, кто любит книги, хотя бы на один день, стирая барьеры между профессорами, студентами, учениками, учителями, детьми и родителями.
На «Поэтической лестнице» можно было почитать стихи: собственного сочинения, свои любимые, предложенные организаторами или вытащенные наугад, вслух или про себя, публике или эху, как вам больше понравиться.
Кроме того на фестивале можно было принять участие в воркшопе на непонятном языке об очень популярной литературе. На мастер-классе Александры Никитиной «Сонеты Шекспира из всякого хлама» родилось множество визуальных инсталляций, многими с удивлением обнаружилось что одни и те же поэтические строчки могут порождать множество образов и миров, что одна отдельно взятая инсталляция может быть разносторонней не только с внешних точек зрения, но и изнутри, и даже, что в пылу спонтанного творчества можно выжимать мандариновый сок голыми руками для достижения желаемой цветовой гаммы и субстанции.
На мастер-классе Вадима Колбасина «Прочти необычно» можно было убедиться на практике в том, что давно знакомые строчки, прочитанные с заданной неожиданной интонацией способны вызывать новые смыслы и настроения.В рамках спонтанной конференции «Я читаю про себя» (модератор Екатерина Асонова) всем желающим рассказать о своем читательском или исследовательском опыте в области чтения на три минуты предоставлялся свободный микрофон, причем, наиболее интересными, нетривиальными и уверенными оказались доклады именно юных читателей. Справедливости ради нужно отметить, что они тренировались отстаивать свою точку зрения в процессе олимпиады, но делали это совершенно самостоятельно.
Завершился фестиваль получасовым спектаклем Театральной студии «Феникс» «Я думал, ты мне приснился» по произведению Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна» (режиссеры Павел Когоут и Анна Филиппова). В интерпретации подростков и театральных педагогов опыт коллективного игрового прочтения текста, который, по мнению очень многих взрослых, рассказывает о боли одиночества, об экстремальности попыток его преодоления, о хрупкости и недолговечности обретаемой гармонии, оказался историей о безграничности и бесконечности общения, о том, что если у человека есть настоящие друзья, трудновообразимое легко осуществимо, а личные проблемы и беды превращаются в совместные таинственные приключения. Но если смотреть такой спектакль сообща и на равных, в нем сквозь смех и слезы, гармонично сосуществует и открывается то и другое.
Татьяна Зимакова