В сетевом издании «Учительская газета» вышла статья «От короткой и простой до загадочной и тайной: педагогическая сказка как зеркало образования» заведующего лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Андрея Иоффе. В ней эксперт рассказал о педагогической сказке и ее особенностях, а также вдохновил педагогов на создание собственных сказок и привел в качестве примера три сказки, в которых присутствует «определенная учебная интрига».
«Педагогика не просто наука (а есть ученые, которые сомневаются в данном статусе педагогики), но и искусство объединения людей, способность поддерживать друг друга в непростом мире общественной жизни, эстафетная палочка мудрости, знаний и радости. А для меня педагогика еще связана и с волшебством, чудом другого мира, фантастикой и полетом воображения. Не случайно жанр фантастики и фэнтези один из самых любимых в художественной литературе. Может быть, поэтому возникло желание придумать педагогические сказки как соединение профессионального интереса и личной склонности. Именно сказки», — так начал статью Андрей Иоффе.
Эксперт отметил, что сказка отличается от мифов, легенд, сказов и сказаний, былин и рассказов. К ее особенностям он отнес:
- «изначально предполагаются вымысел и фантастичность, нет претензий на отражение реальности;
- присутствует сюжет с героями, которые редко встречаются в настоящей жизни или вообще не существуют, наделены специальными силами и особыми свойствами, обладают сказочными предметами;
- в конце есть мораль в прямом или косвенном выражении (иногда она может быть „распределена“ по всей сказке), понятно, ради чего рассказана сказка (обычно мораль одна, хотя разных идей может быть много), часто мораль формулируется „в лоб“, чтобы каждому было понятно, зачем рассказывалась сказка;
- есть связь с повседневной жизнью и острыми вопросами бытия человека (повествование можно легко соотнести с жизненными ситуациями);
- требует от человека развитого воображения, использует образы и метафоры (не все готовы к такому восприятию, а многие возмущаются обманом и запутыванием, хотят прямой отсылки к реальности)».
А вот в педагогической сказке, по словам Андрея Наумовича, нет очевидной морали, при этом сюжеты часто не окончены. «Так, может быть показана важная характеристика педагогической деятельности — окончательной и однозначной точки ее итоговых результатов нет, есть только промежуточные этапы на пути длиной в жизнь. Не случайно в нормативных регулирующих документах говорится об образовании на протяжении всей жизни. Только надо учиться вдумчиво и осознанно, иначе получится как во многих стандартных завершениях русских народных сказок», — пояснил он. Также эксперт отметил, что для взрослого человека сказка может быть способом увидеть себя со стороны, то есть стать своеобразным зеркалом. «Главное, чтобы оно не оказалось искаженным, а человек не попадал в королевство кривых зеркал», — добавил заведующий лаборатории.
Кроме того, в своей статье Андрей Наумович призвал педагогов создавать собственные сказочные сюжеты, связанные образованием, и в качестве примера привел несколько сказок, в которых присутствует «определенная учебная интрига». Так, первая сказка была связана с педагогическим выгоранием, а во второй раскрывалась мысль о то, что русский язык и литература — это не просто школьные дисциплины, а «среда обитания культуры, отражение и воплощение особенностей склада характера и души». В свою очередь, в третьей сказке автор попытался найти ответ на вопрос «Так для кого и по кому звучит (школьный — прим. ред.) звонок?».
Прочитать статью полностью можно на сайте «Учительской газеты».
Фото: МГПУ