28 мая 2024 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина для студентов первых курсов Московского городского педагогического университета посещающих социокультурную практику «Доступная среда в социокультурном пространстве» был проведен круглый стол «Социокультурная практика, как основа дальнейшей успешной специализации студента». Соорганизаторами мероприятия, совместно с коллегами из музея, были старшие преподаватели Института специального образования и психологии МГПУ — Рыкова Елена Алексеевна (руководитель социокультурной практики), Миронова Ангелина Валерьевна и Хорошавина Екатерина Владимировна.
Для наших студентов участие в круглом столе было уникальным, так как впервые итоги социокультурной практики были подведены в музейном пространстве. На мероприятии обсуждались различные вопросы, касающиеся личного опыта прохождения практики студентов на базе музея. Например, что нового узнали студенты за время прохождения социокультурной практики? В мероприятиях для каких аудиторий принимали участие? В чем отличие музейного подхода к людям с ОВЗ и инвалидностью от вузовского?
Наши студенты оставили следующие отзывы:
«Я очень рада, что выбрала именно участие в программе „Доступный музей“ в качестве моей социокультурной практики. Она была очень интересной, полезной. Я была рада познакомиться с добрыми и эрудированными сотрудниками. Прекрасное впечатление от музея! И очень порадовал выданный на торжественном мероприятии сертификат! Надеюсь, что в будущем я смогу сотрудничать с этой замечательной организацией!»
«Посещение круглого стола в ГМИИ им. А.С.Пушкина, посвященного созданию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оставило у меня глубокие и важные впечатления. Обсуждение этой темы пролило свет на важность инклюзивности и равного доступа ко всем аспектам культурного наследия. Я хотела пройти социокультурную практику именно в ГМИИ им. А.С.Пушкина, поскольку этот музей даёт возможность студентам нашего университета побыть в качестве волонтёра на экскурсиях для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для меня было важно получить опыт в работе с лицами, имеющими инвалидность, поскольку в дальнейшем я буду работать по специальности логопеда-дефектолога, которая предполагает взаимодействие с людьми с ОВЗ. Сегодня наша группа поделилась впечатлениями от прохождения социокультурной практики в музее. Для нас это было незабываемым опытом, который расширил наши знания и вдохновил на дальнейшую работу. Было интересно услышать от участников круглого стола об инициативах, направленных на адаптацию выставок и использование новейших технологий для обеспечения комфортного посещения музея всеми посетителями. Такая практика позволила нам более глубоко понять важность создания доступной среды в культурных учреждениях и принять участие в формировании инклюзивного общества, где каждому человеку гарантировано равное право на доступ к искусству и культурным ценностям».
«В течение этого учебного года мы проходили социокультурную практику и я выбрала „Доступная среда в социокультурном пространстве (на примере ГМИИ им. А. С. Пушкина)“. Подводя итоги, я понимаю, что не ошиблась, ведь в её рамках мы посещали музей и были волонтёрами на экскурсиях для посетителей с различными нарушениями, как физическими, так и интеллектуальным. Эта практика принесла мне море эмоций и что очень важно — опыта, так как мы узнали много нового и смогли увидеть, как ведут себя люди с ОВЗ в социокультурном пространстве. Для меня наиболее интересными стали экскурсии с тифлокомментированием, ведь это удивительная возможность для посетителей с нарушением зрения узнать и „увидеть“ всемирно известные произведения живописи при помощи тактильных макетов. Очень порадовало и то, что организаторы со стороны музея всегда были готовы помочь и даже организовали итоговую встречу, на которой мы дали обратную связь и обменялись своими эмоциями».
«Эта практика навсегда останется в моей памяти, в моем сердце, поскольку я получила огромный опыт, море интересных знакомств и много приятных воспоминаний. Я уверена, что этот опыт поможет мне в будущем находить общий язык с детьми, с их родителями. Поможет чуть больше понять людей с особенностями, быть более раскрепощёнными в разговоре и не бояться контакта с ними. Поэтому хочется сказать большое спасибо всем, кто участвовал в организации такой чудесной социокультурной практики для нас, всем, кто нам помогал, поддерживал и нас координировал. Было очень увлекательно окунуться в такой мир доброты, искусства и взаимоподдержки. Я очень рада, что выбрала именно эту практику и я уверена, что буду и дальше поддерживать связь с организаторами».
А мы со своей стороны, благодарим коллег из ГМИИ им А.С. Пушкина и надеемся на продолжение наших партнерских отношений!