С 26 по 29 марта в Москве проходила ежегодная Открытая конференция «Культурный код в контексте детского художественного творчества». Конференция была организована центром непрерывного художественного образования ИНО МГПУ совместно с Международным союзом педагогов-художников.
В конференции приняли участие 747 специалистов системы художественного образования, из них 140 участников из Москвы, 5 — из зарубежных стран (Беларуси, Казахстана, Китая, Молдовы) и более 600 педагогов и руководителей образовательных организаций общего и дополнительного образования, преподавателей среднего профессионального образования и высшей школы из 70 регионов России.
На Пленарном заседании конференции прозвучали приветствия Народного художника России, академика Российской академии художеств, академика Российской академии образования, ветерана ВОВ Бориса Неменского и вице-президента РАО, академика, доктора психологических наук Виктора Басюка.
Перед участниками Конференции выступили начальник управления государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования Департамента образования и науки города Москвы Николай Антонов; писатель, общественный деятель, сопредседатель партии «Справедливая Россия — за правду» Захар Прилепин; советник Департамента управления президента РФ по общественным проектам Петр Корягин; народный художник России, почётный член Российской академии художеств, профессор Борис Диодоров; академик РАО, писатель, доктор педагогических наук, профессор Анатолий Цирульников; директор института непрерывного образования МГПУ, доктор педагогических наук, Марина Шалашова.
Выступающие подчеркнули роль традиций русского реалистического искусства и отечественного искусства ХХ века в воспитании базовых традиционных ценностей российского общества. Модератор конференции, руководитель ЦНХО МГПУ, почетный член Российской академии художеств, кандидат философских наук, Лариса Неменская рассказала о цели конференции — осмыслении средств и методов сохранения и развития отечественного культурного кода и воспитания культурно-исторических ценностей как нравственного и мировоззренческого основания личности в процессе художественно-педагогической деятельности по освоению учащимися культурного наследия в изобразительном искусстве, архитектуре и других видах визуально-пространственных искусств.
27−29 марта в ЦНХО работали секции конференции: «Изобразительное искусство в общей школе», «Композиция, живопись, рисунок», «Конкурсная и выставочная деятельность», «Пленэрная практика», «Цифровое искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура», «Дизайн», «Инклюзия в художественном образовании».
На секциях прозвучало 130 докладов педагогов Москвы, 36 регионов России и 1 — от докладчика из КНР (провинция Ганьсу). Плейлист с докладами по всем секциям можно посмотреть здесь rutube.ru/plst/913 847/. Под руководством модераторов конференции, сотрудников Центра непрерывного художественного образования ИНО МГПУ, состоялось выявление и распространение передового творческого, методического и организационного опыта в художественном образовании как эффективного ресурса в социальной и культурной идентификации молодого поколения.
Для участников конференции было организовано посещение образовательных площадок города Москвы — Московского государственного строительного университета (направление «Архитектура»), Московской центральной художественной школы и Детской художественной школы им. М.А. Врубеля.
Конференция стала для художников-педагогов дискуссионной и объединяющей площадкой для обсуждения основных проблем и приоритетных направлений художественного образования в контексте социально-культурных условий развития искусства и современного общества. Участники обсудили повышение социальной роли художественной педагогики и детского изобразительного творчества в воспитании базовых традиционных ценностей российского общества и сохранении культурного наследия, а также важность более активного привлечения внимания педагогической и художественной общественности к возможностям художественного образования в личностном становлении учащихся и развитии гражданского общества. Были обсуждены вопросы по выявлению и поддержке детской одарённости, условиям для развития и реализации творческого потенциала художественно одарённых детей и их профессионального самоопределения. Кроме того, участники конференции представили свои наработки в развитии и повышении эффективности научной, практической и инновационной деятельности в области художественного образования.