18 мая 2019 года в рамках Второго ежегодного международного симпозиума «Образование и город: практики соучаствующего проектирования» состоялся мастер-класс «„Ничья земля“: как родителям и детям пережить кризисные переходы (прим. — 1 и 5 классы) и выйти победителями».
По образному выражению психологов, возраст 10−12 лет — это «ничья земля». И именно в этом возрасте происходит самый тревожный переход — из начальной школы в основную. Даже превращение из дошкольника в первоклассника не сравнится с этим «перекрестком нескольких кризисов». К описанию этих важнейших перемен в жизни ребенка вполне применима, пусть и в меньшем масштабе, известная китайская мудрость: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен. Но если уж так случилось, то дай вам бог воспользоваться новыми безграничными возможностями». Можно горевать о том, что до сих пор не выстроены переходы из дошкольного детства в начальную школу и из начальной школы в среднюю. А можно заняться их деятельным строительством.
Сотрудники лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ: доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Михаил Кларин; доктор психологических наук, профессор Борис Эльконин; кандидаты психологических наук Владимир Львовский и Петр Нежнов, — а также студенты и вольнослушатели психолого-педагогической магистратуры МГПУ «Тренер-технолог деятельностных образовательных практик» провели уникальный мастер-класс. Они не только обсудили с участниками теоретические проблемы и открытия, но и поделились опытом в проведении развивающих занятий, образовательных событий и тренингов для тех, кто поступает в школу, и для тех, кто оказывается на опасном повороте после окончания начальной школы.