Мартовские читательские каникулы, организованные Лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, в отличие от зимних, прошли в режиме онлайн.
23 марта 2020 года ведущий научный сотрудник лаборатории Елена Романичева рассказала, насколько незаметными для людей могут казаться такие информационные революции, как изобретение письменности, рукописной книги-кодекса и книгопечатания, создание и развитие информационно-коммуникационных технологий. Однако эти процессы сыграли значительную роль в нашей жизни. Каждый последующий этап развития носителей информации был ознаменован революцией в области чтения и способствовал его распространению как массовой культурной практики.
В наше время текст «перекочевал» из кодекса (прообраза современной книги) в цифровой формат и стал еще более доступным. Изменилось не только качество самого чтения, но и исчез ряд барьеров перед этим занятием.
«Без письменности мы не можем передавать информацию, если только не устно. Появляются новые способы фиксации информации, возникает потребность в доступности информации. Если бы не произошла последняя революция, мы бы сейчас с вами сидели на карантине и в лучшем случае только созванивались и читали только те книги, которые есть дома», — отметила Елена Станиславовна. В заключение разговора о незаметных революциях слушателям было предложено пофантазировать и предположить, какая революция и где / в чем может быть следующей и каковы будут ее последствия.
25 марта Ксения Киктева рассказала о фантастической литературе young adult.
Какие проблемы затрагивают антиутопии? Почему подростки хотят читать истории о том, как выжить в нашем мире?
Материалы исследований, представленные Ксенией Сергеевной, позволяют понять, как авторы эксплуатируют подростковый дух бунтарства. Главные герои антиутопий восстают против мира «испорченных» взрослых. Также на вебинаре обсудили, почему произведения данного жанра могут быть интересны взрослым: одного привлекает возможность альтернативного варианта развития событий, другого — метафоричность в произведениях. Интересно, что материалом для вебинара послужили как переведенные произведения, так и те, что доступны для чтения только на английском языке.
Направление young adult шире и многообразнее, чем может показаться на первый взгляд: спорные возрастные рамки и довольно общие характеристики способствуют выходу произведений самого разного плана. Тема подростковой литературы и ее отличия от условно «взрослых» произведений также возникала в ходе обсуждения.
27 марта Екатерина Асонова, пригласила участников вебинара обсудить мужские и женские образы в литературе. Екатерина Андреевна предложила назвать основные черты художественных образов персонажей из народных сказок и литературных произведений, вошедших в школьную программу. В ходе обсуждения сделали вывод: женщина представляется деятельной, активной, мужские образы чаще бывают связаны с проблемами образования, науки. Во второй части онлайн-встречи рассматривались произведения современных авторов, пишущих для детей и подростков. Решительная девочка — более привычный образ для такой литературы. Мальчик, напротив, погружен в поиск и исследование самого себя, разрешение проблем внутреннего характера. И это не преодоление традиции, а ее развитие.