С 16 по 18 мая 2019 года в Московском городском педагогическом университете прошел Второй ежегодный международный симпозиум «Образование и город: практики соучаствующего проектирования», собравший участников из 17 стран: России, Албании, Алжира, Беларуси, Венгрии, Израиля, Ирландии, Италии, Казахстана, Китая, Коста-Рики, Литвы, Монголии, Польши, США, Тайваня, Швеции. В качестве соорганизаторов симпозиума выступили Дублинский городской университет (Ирландия) и Тайбэйский городской университет (Тайвань).
Цель симпозиума — обмен опытом и идеями в области образования и развития городов, обсуждение проблем и совместный поиск их решений, а также шаг к интеграции передового международного и российского опыта в организации совместного развития и сотрудничества городов и университетов.
На открытии симпозиума выступили ректор МГПУ Игорь Реморенко и президент Европейской ассоциации исследователей образования, профессор Дублинского городского университета Джо О’Хара (Ирландия), который сделал доклад «На пути к совместному профессионализму: проблемы и возможности оценки школы». Оса Морберг (Швеция) рассказала о партиципаторных практиках в возглавляемой ею Европейской ассоциации подготовки педагогов. Клаудио Факкинелли, вице-президент итальянской театральной организации «Аджита», рассказал о проектной творческой деятельности в Итальянском школьном театре. Роль школы в жизни города обсуждал Яков Гехт, основатель и директор первой демократической школы в городе Хадера (Израиль).
Среди тем, затронутых на мероприятиях симпозиума, были как широкие (качество образования, образование и здоровье, роль университета в развитии города), так и узкоспециальные (школьный театральный проект, повседневные образовательные перемещения детей в городе с целью получения образовательных услуг и др.).
Во время работы симпозиума состоялись различные мастер-классы (например, «Соучаствующее проектирование школьных и городских пространств», где были представлены практические решения по организации соучаствующего проектирования образовательный среды нескольких школ Москвы) и секции («Джентрификация школ и школьных территорий для развития городских районов», на которой участники обсудили возможности школьного пространства как центра социального притяжения района), тренинги и воркшопы («Будущее образования в России и в мире: тренды, сценарии, истории успеха» с участием педагогов, аспирантов и студентов), а также интеллектуальный баттл «Дизайн vs Образование», где магистранты университета представили свои проекты.
Ярким событием симпозиума стала лекция Якова Гехта «Образование и город. Образование 2.0 как городская движущая сила», в которой он затронул роль города в грядущей революции в сфере образования на примере изучения инновационных проектов по всему миру.
Во время дискуссии «Университет и город: точки роста» под руководством заместителя директора Института системных проектов МГПУ, заведующего лабораторией развития ребенка Игоря Шияна участники обсудили, в чем состоит специфика подготовки педагогов и специалистов для гуманитарной сферы в больших и малых городах, перспективы развития образовательной среды вузов в мегаполисе и то, как вузы меняются сами и помогают меняться городам. Доклады представили Билл Эджингтон (США, «О философии и методике подготовки учителей в штате Техас, США»), Цэвээндаш Дэлгэрсайхан (Монголия, «Перспективы развития образовательной среды вузов в мегаполисе»), Батээр Чень (Китай, «Размышление о субурбанизации университетского городка в Китае»), Наталья Скворцова и Татьяна Харитонова (Россия, «Университет и город: современный видеоконтент), Кирилл Баранников (Россия, ««Моло.Ко» и молодые команды: опыт построения стартапа инфраструктуры университета»).
Панельная дискуссия «Проблемы соучаствующего проектирования», проведенная старшим научным сотрудником лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Татьяной Ле-ван, была посвящена обсуждению вопросов нормативных оснований участия родителей в образовательном процессе, проблемы организации и сопровождения соучаствующему проектированию и барьеры, которые этому препятствуют. Манжола Зачеллари (Лумани) представила доклад «Участие детей, родителей и учителей в создании образовательных программ в системе образования Албании: восприятие родителей и учителей». Ее соотечественница Хелиона Мико рассказала о правовых аспектах практик соучаствующего проектирования на примере системы образования своей страны. Выступили также Елена Иванова («Практики соучаствующего проектирования с учениками и педагогами московских школ: опыт удачных преобразований»), Татьяна Ле-ван и Белла Филатова («Педагогический смысл соучаствующего проектирования образовательной среды в школе»), Елена Тубельская («Сопричастность и совместность — основа уклада школы»).
Один из интереснейших мастер-классов — «„Ничья земля“: как родителям и детям пережить кризисные переходы (1 и 5 классы) и выйти победителями» — провели сотрудники лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ: Борис Эльконин, Михаил Кларин, Владимир Львовский, Петр Нежнов, Александр Медведев, Ирина Жуланова. Они поделились опытом и ответили на вопрос: как помочь детям пережить 5-й класс — этап перехода из начальной в основную школу, самый тревожный период — и заложить основы успешного обучения.
Каждое мероприятие симпозиума нашло своего заинтересованного слушателя. Участники договорились снова встретиться через год на Третьем ежегодном международном симпозиуме «Образование и город».
Приглашаем вас познакомиться с фотоотчетом. Больше снимков на Facebook.