26 сентября 2024 года в МГПУ прошел лекторий, посвященный десятилетию Российского научного фонда. Ученые НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, работающие по грантам РНФ, рассказали о своих исследованиях.
Елена Иванова, Екатерина Барсукова, Александра Янгуразова и Анна Тер-Григорян выступили с докладом об исследовании «Репрезентация истории школы при реновации и капитальном ремонте здания через исследование и сохранение артефактов учебной повседневности». Ученые объяснили, какое значение имеет сохранение и встраивание артефактов учебной повседневности в новые школьные интерьеры и образовательный процесс. По словам ученых, это помогает формированию комфортной и безопасной образовательной среды. Сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур представили опыт российских школ, продемонстрировали различные подходы по сохранению и созданию артефактов учебной повседневности, а также рассказали о перспективах исследования.
Валентина Салахова рассказала о совместном исследовании с директором Центра развития государственной службы НИУ ВШЭ, — «Диагностика профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих в современной России как ключевой инструмент результативности деятельности управленческих кадров и специалистов». Исследование проводилось с целью создания системы оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих. Ученые предположили, что между личностными и профессиональными качествами «руководители» и «специалистов» существуют значимые отличия. Валентина Салахова рассказала, как проверялась эта гипотеза, и представила авторскую систему оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, состоящую из 15 шкал.
Екатерина Асонова рассказала об исследовании «Самостоятельность и творчество в детской и подростковой литературе: от эмоционального восприятия к педагогической оценке». Его цель — изучить, как темы творчества и самостоятельности представлены в произведениях детской и подростковой литературы, а также разработать методики, которые бы помогли учителям развивать творческую активность и самостоятельность у школьников. Екатерина Асонова рассказала, каких литературных героев юные читатели считают самостоятельными, а также порассуждала о том, нужно ли корректировать представление детей и подростков о самостоятельности.Елена Петряева рассказала об исследовании, посвященном истории семейных образовательных инициатив в современной России. Она ответила на наиболее популярные вопросы об альтернативном образовании, рассказала о подходах, которые используют приверженцы семейного образования, а также представила разнообразные семейные образовательные инициативы, существующие сегодня в нашей стране.
В ходе лектория также было представлено исследование «Конкуренция в цифровую эпоху: портрет учителя и педагога системы высшего образования», проведенное группой ученых МГПУ под руководством Светланы Вачковой. Его авторы работали над созданием и апробацией модели подготовки конкурентоспособных учителей и преподавателей вузов для цифровой экономики. Эксперты выявили ключевые компетенции учителя и преподавателя вуза, учитывающие социально-психологические индикаторы и детерминанты его личностно-профессионального развития; определили перечень условий для развития конкурентоспособности педагога; сформулировали набор рекомендаций для принятия управленческих решений по развитию конкурентоспособности учителей и преподавателей высшей школы.
Фото: МГПУ