22 мая 2019 года состоялось очередное заседание университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании» под руководством ректора МГПУ, кандидата педагогических наук Игоря Реморенко и главного научного сотрудника лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, профессора, доктора психологических наук Бориса Эльконина. На заседании на тему: «Деятельностный подход к переподготовке учителей» с сообщением выступил ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования ИСП МГПУ, кандидат физико-математических наук Александр Аронов.
С опорой на сообщения предыдущих заседаний семинара докладчик выделил базовые критерии деятельностного подхода, такие как инициатива детей в построении средств понятийного действия, инициатива педагога в форме проекта занятия, включающего постановку и решение учебной задачи, и моделирование объектов и научных понятий. Была поставлена проблема реализации такой переподготовки педагога в условиях массовизации образования, которая бы обеспечивала соответствие обучения выделенным критериям. При этом возникает парадокс, заключающийся в том, что содержание обучения учителей универсально, однако на практике они сталкиваются с уникальными ситуациями обучения конкретных детей.
Основная дискуссия развернулась вокруг двух разновидностей схемы освоения образовательной практикой научных исследований и разработок: варианта с включением учителя в разработку педагогических проектов и их использование в конкретных ситуациях, предложенного Александром Ароновым, и классического варианта от исследования через дидактику и методику к практике. Речь шла о переходах между звеньями цепи каждой из этих схем, о позициях, обеспечивающих эти переходы, и о продуктах, которые передаются от одного звена к другому.
Предлагаем ознакомиться с материалами заседания семинара.