В марте 2024 года в Казахстане вышли из печати два учебно-методических пособия: «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технологии (курс лекций для учителей)» и «Функциональное чтение: теория и практика». Первое из них было полностью написано ведущим научным сотрудником лаборатории социокультурных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Еленой Романичевой, второе — в соавторстве с профессором Пензенского государственного университета Галиной Пранцовой.
Пособие «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технологии (курс лекций для учителей)», выстроенное как курс лекций, адресовано учителям разных предметов, которые совместно решают проблему формирования читательской грамотности современных школьников в рамках стратегиального подхода обучения чтению. В пособии представлены эффективные стратегии чтения, и показано, как их освоение может быть включено в учебное занятие (урок, факультатив, спецкурс).
В свою очередь, пособие «Функциональное чтение: теория и практика» предлагает различные стратегии текстовой деятельности (чтения и письма), которые призваны способствовать развитию навыков функционального чтения и функциональной грамотности. Структура пособия позволяет использовать его как последовательно, так и выборочно для решения конкретных проблем, связанных с формированием умений функционального чтения. Пособие адресовано всем, кто занимается проблемами, связанными с формированием навыков функционального чтения и функциональной грамотности в рамках учебного процесса. Впервые это пособие вышло в России в 2020 году.
Кроме того, 28 марта 2024 года Елена Романичева провела вебинар «От смыслового чтения к функциональному» для издательства «Көкжиек-Горизонт» (Казахстан). Мероприятие было приурочено к выходу книг из печати. На нем для педагогов школ, колледжей, а также библиотекарей были актуализированы термины современного педагогического дискурса, уточнено их содержательное наполнение. Елена Станиславовна показала, как с опорой на эти учебные пособия можно работать над формированием у школьников навыков смыслового и функционального чтения. Она остановилась на том, какие условия должны быть созданы, чтобы читательская грамотность вышла на уровень функциональной. Кроме того, на вебинаре были анонсированы запланированные издательством на следующий учебный год курсы повышения квалификации по функциональной грамотности чтения, к участию в которых планируется пригласить Елену Романичеву.
Фото: Freepik