Top.Mail.Ru

В ИЦО прошел III Международный семинар «STEAM — технологии в образовании»

В этом году на традиционной STEAM-неделе — серии вебинаров, освещающих вопросы применения STEAM-технологий на разных уровнях образования, выступили спикеры из России, Казахстана, Белоруссии и Франции, среди них учащиеся педагогической магистратуры, докторанты и представители коммерческих компаний — разработчиков оборудования.

Участники семинара обсуждали возможности внедрения STEAM — подхода в организацию обучения детей от дошкольного возраста до старшей школы и делились своим опытом использования тех или иных методик и инструментов. Все они отмечали значимость для качественного образования междисциплинароности и проектной командной работы, являющихся неотъемлемой частью STEAM — практик.

STEAM — подход позволяет еще в дошкольном образовании развивать у детей инженерное мышление, это наглядно продемонстрировали в своих выступлениях Абдулин Марат Махмутович, автор-разработчик крупноблочных магнитных конструкторов Магматик, Смирнова Татьяна Николаевна и Семина Екатерина Александровна, воспитатели дошкольной группы ГБОУ Школа 1474, магистранты ИППО МГПУ по программе STEAM — образование, Косарев Александр Васильевич, разработчик конструктора «Группер», Генеральный директор ООО «МС Проджект».

Совместная работа над проектами значительно повышает коммуникативные навыки у современных детей, ориентированных на дистанционное общение. Парфенова Анна Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории, руководитель мультстудии «Бусинки» МОУ «Гимназия N 4» показала варианты занятий с детьми в «Сиреневой мультстудии» нацеленных на командную работу, изучение и комплексное восприятие окружающего мира детьми среднего дошкольного возраста. В аббревиатуре STEAM работа с мультстудией не только, А — art, она охватывает и все остальные составляющие: S- science, T — technologic, E — engineering, M - mathematics. Создавая мультфильмы, дошкольники изучают природные явления, проектируют декорации, выстраивают кадр, монтируют и обрабатывают видео.

Как показали исследования и практический опыт работы Голиковой Татьяны Сергеевны, педагог дошкольного образования, ГБОУ школа № 218, магистратура ИППО МГПУ, программа STEAM — образование, небольшие STEAM — проекты с применением 3D ручки значительно развивают пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста. Простой в применении инструмент позволяет конструировать объемные модели, предварительно разложив их на плоскости.

Санитарные требования по ограничению «экранного времени» для дошкольников, на первый взгляд, делают невозможным изучение программирования в ДОО, но разработки компании «Сенсориум групп» позволяют программировать роботов в увлекательной игре без ущерба детскому здоровью. Об этом в своем докладе «Безэкранные занятия алгоритмикой и программированием для дошкольников. STEAM-подход» рассказали Демченко Наталья Николаевна, руководитель отдела маркетинга и Федотова Оксана Анатольевна, ведущий специалист по работе с образовательными учреждениями, «Сенсориум Групп».

Как выяснилось программирование роботов может быть не только без взаимодействия с компьютером, но и как вариант, без роботов. Альтернативное решение для образовательных организаций, пока не имеющих роботов для учебных занятий, представил Драгунов Артем Александрович, Руководитель образовательной среды «Кулибин». Решение компании позволяет работать с виртуальными роботами, создавать для них трехмерное пространство, устраивать соревнования и, что не мало важно, переносить накопленный школьниками опыт программирования на реальных роботов, когда таковые будут доступны.

Изначально STEAM — технологии рассматривали только применительно к изучению программирования и робототехники, сейчас зачастую программирование и робототехника являются составляющими больших инженерных STEAM — проектов, выполняемых учащимися. Эти проекты могут включать в себя черчение, 3D — моделирование, использование технологи IoT (интернет вещей), этнокультурную и экологическую составляющие.

Рассматривали реализацию таких проектов в целом и подробные аспекты использования в них некоторых инструментов:

  • Кабанова Ольга Алексеевна, Специалист по работе с образовательными организациями компания «Научные развлечения»;
  • Курносенко Михаил Валерьевич, старший преподаватель департамента информатики, управления и технологий; руководитель Центра компетенций по робототехнике и мехатронике STEAM-парка ИЦО МГПУ;
  • Абушкин Дмитрий Борисович, доцент департамента информатики, управления и технологий Института цифрового образования МГПУ; руководитель педагогического бакалавриата «Информатика и дополнительное образование (робототехника)»; руководитель педагогического бакалавриата «Информатика и технология»; руководитель педагогической магистратуры «Интернет вещей в образовании»;
  • Кожабаева Ажар Хамитовна, докторант 2 курса НАО «Кокшетауский государственный университет им Ш. Валиханова» (Республика Казахстан);
  • Садыкова Салтанат Тохтархановна, докторант 2 курса НАО «Кокшетауский государственный университет им Ш. Валиханова» (Республика Казахстан);
  • Турсынгазыева Асемгуль Даулеткызы, Казахстан, Астана, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, магистратура «STEM — образование»;
  • Мылтыкбаева Жаннат Толеубековна, Казахстан, Астана, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, магистратура «STEAM — образование»;
  • Афонина Ирина, Казахстан, Астана, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, магистратура «STEAM — образование»;
  • Чернова Юлия Геральдовна, учитель информатики и технологии, аспирантка ИЦО МГПУ.

Опытом подготовки учителей — амбассадоров STEAM- образования в своих вузах поделились Климович Анна Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики физико-математического факультета БГПУ, Минск и Исак Ляззат, Казахстан, Астана, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, магистратура «STEM — образование».

Библиотека ИЦО подготовила виртуальную выставку-презентацию «STEAM — образование».

Выставку — презентацию можно посмотреть здесь.

Приглашаем всех заинтересованных возможностями STEAM- образования присоединиться к обсуждению темы и к участию вебинарах серии «STEAM неделя», пишите MarievskayaVG@mgpu.ru



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»