01 апреля в Департаменте социально-культурной деятельности и сценических искусств в рамках Дней науки МГПУ — 2022 состоялся межвузовский научно-практический Круглый стол с международным участием «Хореографическое искусство и сценическая пластика в дополнительном образовании детей и взрослых: теория и практика», организованный доцентом Ольгой Ершовой.
Предметом обсуждения стали классические и современные тенденции обучения хореографии, специфика организации танцевального досуга взрослых, исторические аспекты становления и развития народной танцевальной культуры, особенности сценического движения и пластики в театрализованном представлении.
Открыла круглый стол Заслуженный работник культуры РФ, доцент, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой хореографии Института современного театрального искусства им. И. Кобзона, член Международного союза хореографов Елена Перлина. Она сделала доклад на тему: «Классическая хореография как основной фактор развития пластической координации учащихся в системе дополнительного образования». Елена Владимировна показала и подробно объяснила основные элементы и комбинации по системе А.Я. Вагановой в достижении пластической координации будущих танцовщиков. Елена Перлина окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой и строго придерживается канонов классического фундаментального учреждения, воспитавшего не одно поколение высококлассных профессиональных артистов балета.
«Современные подходы к применению инновационных технологий на уроках хореографии» очень подробно были раскрыты в докладе Любови Мищеряковой, педагога-ассистента и аспирантки 3 курса Департамента СКД и сценических искусств, преподавателя классического и народно-сценическога танца, руководителя хореографического ансамбля «Акварель» ДШИ N 3 г. Люберцы, члена Международного союза хореографов.
«Особенности организации дополнительного образования в сфере хореографии и танца для взрослых» — тема выступления студентки 3 курса бакалавриата программы «Хореографическое искусство» и руководителя клуба спортивных бальных танцев «VITA» при РГУ им. А.Н. Косыгина В. Сорокиной. Тему продолжила Е. Новикова, студентка 1 курса программы «Хореографическое искусство», член клуба «Планета танго», в своем докладе-презентации «Аргентинское танго как форма досуговой деятельности взрослых».
Очень интересным был доклад «Значение продюсирования спортивно-бальных шоу-программ в дополнительном образовании» С. Меликян, выпускницы МГИК, руководителя и главного тренера студии танцев «S.CLASS», Мастера спорта Армении, кандидата в мастера спорта России по спортивно-бальным танцам, танцора Международного класса, трехкратной чемпионки Армении, полуфиналистки Чемпионата Мира, победителя и призера российских и международных соревнований по танцевальному спорту.
2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Поэтому в регламент круглого стола были отобраны наиболее интересные доклады-презентации по дисциплине «Танцевальный фольклор народов России» студентов 4 курса программы «Хореографическое искусство». «Танцевальную культуру республики Бурятия» представляла М. Сидорова, специалист по методике преподавания хореографии для детей дошкольного и школьного возраста, педагог-хореограф в детском развивающем центре «Летиция» и частном детском саду «San sсhool». «Танцевальную культуру республики Адыгея» — Т. Кузнецова, педагог-хореограф в программе «Московское долголетие» и руководитель танцевальной студии «Тип-топ» ГБУ «Крылья».
Очень необычный познавательный доклад «Актуализация пластической выразительности на примере традиционной танцевальной культуры Мексики» был предоставлен О. Лебедянской, магистранткой 1 курса РТП, Заслуженным тренером России по художественной гимнастике, в прошлом — главным тренером национальной сборной Мексики. В настоящее время докладчик — хореограф и педагог по сценической пластике студии Союзгосцирк, преподаватель пантомимы на кафедре эстрадного искусства факультета новых направлений РАТИ (ГИТИС). О. Лебедянская много лет прожила в Мексике и материалы из книг, для своего выступления, самостоятельно перевела с испанского на русский язык.
«Значимость актерских тренингов в процессе создания хореографического номера» — очень актуальная и очень востребованная тема в хореографическом искусстве. К сожалению, по актёрскому мастерству и созданию актерского образа мало научной литературы и научных исследований, недостаточно методических рекомендаций. Этой проблематикой начала заниматься аспирантка 1 года обучения, артистка балета телевизионных шоу-программ «Маска»,"Удивительные люди", «ШоуМаскГоОн», участница шоу-открытия FIFA Arab Cup 2021, преподаватель хореографии Московского театрального колледжа им. Л.А. Филатова, педагог-ассистент Департамента СКД и сценических искусств А. Волкова.
В заключительной части Круглого стола состоялся мастер-класс А. Минченко — актёра, режиссёра, солиста театра пластической драмы под управлением Гедрюса Мацкявичуса, преподавателя по специальности «Выразительность тела и пантомима» Университета Londres г. Мехико (Мексика). Пантомимические шаги, беспредметное пластическо-пантомимическое действие, работа со сценическим пространством в пластическом эквиваленте пластической выразительности, значение пластической выразительности сценического образа, создание различных пластических стилистик для раскрытия актерского образа и задач постановщика и многое другое маэстро представил практически и объяснил теоретически. Рассказал, что любому постановщику первоначально необходимо обращаться к книгам-учебникам А.Я. Таирова и М.А.Чехова.
Круглый стол Дней науки МГПУ, посвящённый танцу и хореографии, прошел продуктивно, интересно теоретически и практически. Была представлена разнообразная тематика, широкий круг интересных и актуальных проблем и путей их решения.