В начале апреля 2025 года в Институте иностранных языков Московского городского педагогического университета прошёл очный этап ставшего традиционным конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Культура. Язык. Коммуникация», организованного кафедрой англистики и межкультурной коммуникации. В преддверии основной части школьники и их наставники познакомились с образовательным пространством Института иностранных языков: студенты-волонтеры провели для гостей краткие экскурсии, рассказали об истории МГПУ и Института, а также поделились информацией о программах, студенческой жизни и возможностях участия в научных и творческих проектах.
В рамках конкурса юные исследователи представили индивидуальные и групповые проекты на русском и английском языках, продемонстрировав не только высокий уровень языкового мастерства, но и глубокое понимание культурных особенностей Великобритании, Германии, Китайской народной республики, Российской Федерации, Франции и Южной Кореи. Всего в конкурсе работали шесть тематических секций — «Язык. Литература», «Язык», «Язык. Коммуникация», «Культура. История», «Культура. Коммуникация» и «Общество. Культура» — работа которых проходила в насыщенной и дружественной атмосфере. В состав жюри каждой секции вошли преподаватели кафедры АМК, а также представители других кафедр Института иностранных языков, что обеспечило междисциплинарный и объективный подход к оценке проектов.
В этом году в числе участников были как представители школ, традиционно сотрудничающих с институтом, так и авторы, для которых участие стало первым опытом публичной презентации исследовательской работы. Актуальность и новизна тем, научная и практическая значимость работ, качество проведенных исследований, высокая степень самостоятельности обучающихся и эстетика оформления презентаций выступили доказательством серьёзной подготовки участников и их заинтересованности в изучении различных языков и культур.
По итогам конкурса победители и призёры были награждены дипломами, все участники получили сертификаты, а их научные руководители — благодарственные письма. Конкурс стал важной площадкой не только для развития исследовательских навыков школьников, но и стимулирования их интереса к гуманитарным наукам и ранней профориентации в области лингвистики, филологии и культурологии.
По итогам секций и оценок жюри были отмечены следующие выступления:
- 1 место:
- Глушкова Евдокия Александровна, тема — «Медиадискурс Франции в период оккупации» (ФГКОУ Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ», руководитель — Виноградова Анастасия Владимировна);
- Шрамович Раиса Сергеевна, тема — «Национальные особенности немецких сказок и особенности перевода метафор в немецких сказках» (ФГКОУ Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ», руководитель — Гвоздева Елена Геннадьевна);
- Ермилова София Андреевна, тема — «Idioms: it’s not a rocket science, es pan comido!» (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия „Дмитров“», руководитель — Могсумова Афсана Захаровна);
- Сенченкова Алина Сергеевна, тема — «Цветы чистоты в культуре страны Утренней свежести» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Водопьянова Наталья Борисовна, Кигай Лариса Вильмаевна);
- Лагутин Даниил Дмитриевич, тема — «Туристический маршрут „История российских немцев“» (ГБОУ Школа 1797 «Богородское», руководитель — Овчинникова Маргарита Александровна);
- Пильская Мария Андреевна, тема — «Сравнительный анализ отдельных форм актуального молодежного сленга (арго) России и Германии» (ГБОУ Школа 1797, руководитель — Тишко Оксана Викторовна).
- 2 место:
- Логачева Вероника Геннадьевна и Кривова Полина Александровна, тема — «Word formation and how it works?» (ФГКОУ Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ», руководитель — Мухортова Ирина Игоревна);
- Смирнова Алиса Алексеевна, тема — «Artistic translation of poetry of contemporary writers» (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия „Дмитров“», руководитель — Доронина Дарья Анатольевна);
- Попова Вероника Павловна, тема — «Сходства и различия в интерьере комнат в Англии и России» (ГБОУ школа 1288, руководитель — Гордеева Елена Евгеньевна);
- Кигай Николай Сергеевич и Ли Дэвид Арменович, тема — Варианты организации тематических уроков корейского языка для учеников начальной школы на основе корейских сказок с применением интерактивных инструментов" (ГБОУ Школа № 17, руководители — Кигай Лариса Вильмаевна, Тен Елена Вильмаевна);
- Голубцова Мария Евгеньевна и Субботина Александра Александровна, тема — «Онлайн-магазин украшений „Eternal dream“» (ГБОУ Школа № 1538, руководители — Кораблева Лариса Николаевна, Безолюк Светлана Петровна);
- Светиков Георгий Ильич, тема — «Домашние любимцы английских монархов» (Инженерная школа 1581, руководитель — Орлова Александра Юрьевна).
- 3 место:
- Харламова Полина Игоревна, тема — «Интерактивная онлайн карта-пособие „Гид по Русской Культуре“ на английском языке» (ГБОУ Школа № 1798, руководитель — Коржакова Ольга Викторовна);
- Батуева Алиса Антоновна, тема — «Тридцать шесть стратагем — секретное оружие Востока» (ФГКОУ Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ», руководитель — Вязникова Елена Анатольевна);
- Евдокимова Анастасия и Лазарева Софья, тема — «Конструирование образа русского Защитника Отечества в медиадискурсе Германии 2020−2023г.» (ФГКОУ Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ», руководитель — Перминова Галина Валерьевна);
- Воинская Мария Сергеевна, тема — «О важности изучения слов в английском языке (Создание сборника упражнений)» (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия „Дмитров“», руководитель — Сенаторова Лилия Валерьевна);
- Никонорова Алиса Александровна, тема — «Кодовый язык» (ГБОУ Школа № 17, руководитель — Дерягина Лидия Олеговна);
- Тишко София Яковлевна, тема — «Вклад немецких зодчих в русскую архитектуру» (ГБОУ Школа 1797 «Богородское», руководитель — Тишко Оксана Викторовна);
- Шубина Валерия Викторовна, Пивкин Тимофей Сергеевич, Кабалоева София Валерьевна и Архипова Елизавета Евгеньевна, тема — «Французские омофоны — чудо звучания» (ГБОУ Школа имени В.В. Маяковского, руководители — Жолудева Анастасия Александровна, Кулигина Вера Васильевна).
- Номинации:
- «Презентация результатов научно-практического исследования»
Коновальцев Олег Юрьевич, тема — «„Но в мире есть душа одна…“ (Образ матери в поэзии
- «Актуальность тематики и качество представления проекта»
Абрамович Аделина Сергеевна, тема — «Analysis of English Universalism for International Communication and Career Prospective for Modern Teenagers» (ГБОУ Школа имени Полбина, руководители — Уличкина Елена Станиславовна, Яровая Вера Максимовна)
- «Научный потенциал»
Шакурова Анастасия Игоревна, тема — «Comparative Analysis of British and Russian Cuisine» (ГБОУ Школа имени Полбина, руководители — Уличкина Елена Станиславовна, Яровая Вера Максимовна)
- «Языковая корректность и качество представления работы»
Полякова Мария Сергеевна, тема — «Секреты названий дней недели и месяцев в английском языке» (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия „Дмитров“», руководители — Сенаторова Лилия Валерьевна, Полякова Дарья Евгеньевна)
- «Системный подход к разработке продукта исследования»
Бубнова Мария Вадимовна, тема — «The influence of English on learning German and Chinese as a second and third foreign language» (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия „Дмитров“», руководители — Задоркина Алла Михайловна, Казьмина Дарья Вадимовна)
- «Культурные ценности»
Тесакова Дарья Васильевна, тема — «Семья сквозь призму русской и корейской литературы» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Кигай Лариса Вильмаевна, Тен Елена Вильмаевна);
- «Освещение актуальных вопросов»
Малыгина Алиса, тема — «Сопоставительный анализ языковой репрезентации семейных отношений в русском и корейском языках в XXI веке» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Кигай Лариса Вильмаевна, Тен Елена Вильмаевна)
- «Питание как культурный код»
Югай Диана Евгеньевна и Ли Наталья Евгеньевна, тема — «Традиционное питание как ключ к здоровому образу жизни» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Кигай Лариса Вильмаевна, Тен Елена Вильмаевна)
- «Погружение в тему»
Склярова Арина Евгеньевна, тема — «Реставрационные школы России и Кореи» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Кигай Лариса Вильмаевна, Тен Елена Вильмаевна)
- «Оригинальное видение»
Волик Анна Сергеевна и Гогохия Мариам Зурабовна, тема — «Особенности корейской архитектуры и ее отражение в корейском языке» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Кигай Лариса Вильмаевна, Тен Елена Вильмаевна)
- «Ораторское мастерство»
Евдаков Константин Евгеньевич и Югай Владислав Евгеньевич, тема — «Семейные традиции в корейском языке. Влияние культурных ценностей на пословицы и поговорки» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Кигай Лариса Вильмаевна, Тен Елена Вильмаевна)
- «Языковое оформление»
Купцова Анастасия Дмитриевна, тема — «The Movement of Hyperrealism in the Korean Art of Modernism» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Кигай Лариса Вильмаевна, Тен Елена Вильмаевна)
- «Социокультурный анализ»
Горина Ника Сергеевна и Гавердовская София Павловна, тема — «Культура корейской семьи в 18 и 21 веках» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Кигай Лариса Вильмаевна, Тен Елена Вильмаевна)
- «Историческая память»
Марамыгин Дмитрий Вячеславович и Аманжулов Аюр Витальевич, тема — «Советские корейцы в годы Великой Отечественной войны» (ГБОУ Школа № 17, руководители — Соловьева Анджела Валерьевна, Дё Инна Радионовна)
- «Творческий подход»
Васильева Вероника Евгеньевна, тема — «Фламандские пословицы в корейской культуре» (ГБОУ Школа № 17, руководитель — Дерягина Лидия Олеговна)
- «Практикоориентированная тематика проекта»
Кленина Дарья Александровна, тема — «Эффективные методы изучения иностранных языков» (ГБОУ Школа № 17, руководитель — Дерягина Лидия Олеговна)
- «Прикладной характер исследования»
Логинова Анастасия Алексеевна, тема — «Традиции Рождества как фактор повышения интереса к изучению немецкого языка» (ГБОУ Школа 1797 «Богородское», руководитель — Овчинникова Маргарита Александровна)
- «Социокультурная значимость филологического исследования»
Маркарян Мария Артуровна, тема — «Влияние творчества У. Шекспира на русскую литературу» (ГБОУ Школа 1392 им. Д.В. Рябинкина, руководитель — Виноградова Наталья Викторовна)
- «Самая инновационная тема»
Смирнов Данила Алексеевич, тема — «Транспорт будущего: технологии, меняющие передвижение в Китае» (ОАНО «Русско-китайская международная школа», руководитель — Шипицына Ольга Юрьевна)
- «Исследовательский дебют»
Александрова Полина Дмитриевна, тема — «Великий шелковый путь. Две столицы Золотой Орды» (ОАНО «Русско-китайская международная школа», руководитель — Шипицына Ольга Юрьевна)
- «Лингвистическое исследование»
Кудинов Дмитрий Валерьевич и Чурсина Анастасия Сергеевна, тема — «Фразеологизмы немецкого языка с компонентом „части тела“» (МБОУ «Прохоровская гимназия», руководитель — Тяжлова Татьяна Петровна)
- «Лингвокультурологическое исследование»
Белозерова Полина Дмитриевна и Зыкова Анна Игоревна, тема — «Лингвокультурологическая специфика немецких кулирононимов» (МБОУ «Прохоровская гимназия», руководитель — Тяжлова Татьяна Петровна)
- «Актуальное исследование»
Масалова Кира Николаевна, тема — «Языковые изменения в речи современных подростков: причины и явления» (МБОУ «Прохоровская гимназия», руководитель — Попыловская Алина Юрьевна)
Фотографии — Николаева Татьяна Юрьевна, кафедра АМК ИИЯ МГПУ