11 марта в Институте естествознания и спортивных технологий состоялся научно-методический семинар, посвященный обсуждению промежуточных итогов выполнения научно-исследовательской работы по модернизации содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта. К обсуждению были приглашены не только директора школ и учителя физической культуры, но и все заинтересованные лица, в частности студенты, магистранты и аспиранты.
Выполнение НИР проходит в рамках государственного задания Департамента образования и науки города Москвы. Работа ведется в двух направлениях: научно-исследовательском и организационно-методическом. Первый деятельностный вектор состоит в мониторинге физического развития обучающихся и на основе этого модернизации содержания образовательных программ в области физической культуры в общеобразовательных организациях Москвы. Второй вектор подразумевает формирование новых подходов в организации двигательной активности детей в условиях дополнительного образования.
В ряде школ сформированы исследовательские группы, которые возглавляют преподаватели двух кафедр ИЕСТ — физического воспитания и безопасности жизнедеятельности и адаптологии и спортивной подготовки. В группы входят и студенты ИЕСТ. На почве проведенных исследований будут базироваться основные и дополнительные образовательные программы.
Заведующая кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Валентина Пушкина рассказала о бэкграунде проводимых работ:В течение прошлого года мы активно работали на базе школы 1788. Это учреждение — лидер по запросу новых образовательных программ. Каждые каникулы мы проводили семинары для учителей физической культуры, связанные с тематикой индивидуализации образовательной среды, прошел также выездной семинар и тренинг. В итоге для этой школы были написаны программы, которые уже в этом году активно внедрены и успешно работают.
Главный смысл в индивидуализации образовательной траектории ребенка и четкое очерчивание его потенциала: физического, функционального и психологического. Исходя из этого разработаны следующие критерии, показатели каждого из которых оцениваются по пятибалльной шкале:
- индекс физического развития;
- индекс физической готовности;
- индекс эмоциональной подготовленности;
- индекс адаптационной готовности.
На базе четырех высчитывается общий критерий — оценка физического здоровья. Все это позволит в будущем разработать для каждого обучающегося индивидуальный план подготовки, благодаря которому он сможет самостоятельно управлять своим личным результатом и не будет привязан к стандартам.
В рамках исследования основной задачей участники видят не просто модернизацию образовательных программ, но и учет психологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста. Предполагается, что детям нужно включать в программу те виды спортивно-оздоровительной тренировки, которые положительно влияют на них эмоционально (интересны и увлекательны) и развивают общую выносливость, гибкость, координацию, показатели которых на примере одной из школ колеблются на уровнях средний или ниже среднего (3 балла из 5).Современные физкультурно-оздоровительные направления должны включать:
- степ-аэробику, развивающую скоростно-силовые качества, общую выносливость;
- элементы йоги, технической гимнастики для развития гибкости;
- музыкальный контент в соответствии с возрастом;
- подвижные игры.
Важным в рамках работы современного учителя физической культуры является правильное оценивание ребенка. Если старший школьник не обратит внимание на двойку, то для обучающегося младшего возраста это может привести к отвращению по отношению к дисциплине. Поэтому нужно снять тест в начале — в сентябре, а потом в мае, и оценить школьника по личному показателю прироста. Таким образом уже с детства у ребенка будут формироваться и универсальные компетенции — личный результат всегда зависит только от самого себя.
Значимый аспект целеполагания разработки новых программ заключается в изменении мировоззрения учителя, отношения преподавателя физической культуры к самому себе. Теперь он не просто предметник, а тот, кто формирует мир ребенка, его навыки работы в команде, закладывает понимание целей занятий и зависимости личного результата от его собственных усилий.Первая апробация результатов работы в виде методических рекомендаций или фрагментов модернизированных образовательных программ планируется на апрель-май. Далее предстоит еще один срез, после которого будет разработана программа повышения квалификации учителей физкультуры.
У научно-исследовательской команды есть идеи по разработке компьютерного программного продукта, куда учителя физической культуры смогут внести все измеряемые показатели и получить результат по интегральной оценке физического здоровья. В будущем это автоматизирует и во многом упростит работу преподавателей.