В январе 2022 года в научном издании Sustainability (2022, 14) вышла статья «Lessons of the Pandemic for Family and School — The Challenges and Prospects of Network Education» («Уроки пандемии для семьи и школы: вызовы и перспективы сетевого образования»).
Ее авторами стали Светлана Вачкова, директор НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, Иван Климов, ведущий научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ УГО МГПУ, Елена Петряева, директор центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ УГО МГПУ и Валентина Салахова, ведущий научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики НИИ УГО МГПУ.
Статья представляет собой описание исследования мнений участников образовательных отношений (на примере ряда московских школ) о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться при осуществлении образовательного процесса в период пандемии COVID-19 весной 2020 г. Само исследование вписано в глобальный контекст: подобные проблемы затронули систему образования во всем мире.
«Более 1,5 млрд обучающихся в более чем 190 странах мира оказались оторваны от процесса обучения. Закрытие школ и других образовательных учреждений коснулось 94% мирового контингента обучающихся… Пандемия… оказала огромное влияние на систему образования в целом и на всех субъектов образовательной деятельности в частности (ученики, педагоги, родители)»,
— так обозначили исследователи масштаб проблемы. Решение о переходе на удаленную форму образования выявило недостатки образовательных моделей каждой страны и актуализировало проблему социального и цифрового неравенства населения. Авторы показали, как справлялись при этом с задачей сохранения доступа к образованию в других странах.
Аналогичные зарубежным меры по переводу образования в онлайн-формат были предприняты и в нашей стране. Результаты анкетирования и опросов, проведенных авторами, позволили сделать следующие выводы:
«Пандемия… спровоцировала амбивалентные изменения в развитии социальных институтов. С одной стороны, цифровые возможности получили очень мощный стимул к развитию. Разработка цифрового сопровождения самых разных образовательных процессов буквально за несколько кризисных месяцев продвинулась дальше, чем за предшествующие пять лет. Школьное образование и учительский корпус… не только освоили образовательные IT-технологии и ресурсы, но и в сложной ситуации помогли школьникам в целом успешно закончить учебный год. Были созданы процедуры и регламенты дистанционного обучения, апробированы различные модели соединения традиционных и обязательных элементов учебного процесса с новыми — творческими, динамичными и более свободными.
С другой стороны, под угрозой оказались многие функции школы как социального института. В первую очередь те, которые затрагивают процессы социализации и социальной адаптации ребенка".
Как итог, и родители, и дети в большинстве своем осенью 2020 г. выступали за очную форму обучения. Между тем в обществе уже сформировался запрос на определенные достижения дистанционного формата образования, поэтому, заключают авторы, помня об определенных рисках, которые такое образование влечет за собой, необходимо разрабатывать новую цифровую дидактику и повышать квалификацию педагогов.
Полный текст статьи доступен по ссылке.