В период с 24 по 29 января 2022 года проходило обучение по программе повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» Программы Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала, которая реализуется в сотрудничестве с Лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ и Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.
На это раз к участию в программе подключились еще два региона. Обучение в онлайн-формате прошли 130 управленцев из 10 школ и 8 детских садов Республики Алтай и Тамбовской области, а также сотрудники Института повышения квалификации работников образования Тамбовской области, Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай, Горно-Алтайского педагогического колледжа.
В первый день занятий преподаватели рассказали участникам о целях и ценностях Программы по развитию личностного потенциала, познакомили их с понятиями «личностный потенциал» и «эмоциональный интеллект». Второй день посвятили обсуждению трех подструктур личностного потенциала: выбора, достижения, жизнестойкости. В третий день слушатели оценивали образовательную среду своих школ и детских садов, определяли соотношение ее типов, выявляли дефициты. Также они узнали о технологиях и инструментах создания личностно-развивающей образовательной среды, которые предлагает Благотворительный фонд «Вклад в будущее». Главными темами четвертого дня обучения стали стратегическое проектирование и структура управленческого проекта. В пятый день каждая управленческая команда разрабатывала концепцию — примерный проект создания личностно-развивающей образовательной среды, в шестой — презентовала ее экспертам. Вот несколько примеров таких концепций:
- «Трансформация образовательной среды школы в полифункциональное пространство для раскрытия и развития личностного потенциала всех участников образовательного процесса» (МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова», Республика Алтай);
- «Центр „Старт PLUS“ — единое пространство для развития творческого потенциала школьников»" (МБОУ Избердеевская СОШ, Тамбовская область);
- «Школа управления как единое пространство становления социально-активной личности в личностно-развивающей творческой образовательной среде» (МАОУ Гуманитарный лицей, Томская область);
- «„Будущее в наших руках“: лаборатория педагогической поддержки детских инициатив в творческой личностно-развивающей образовательной среде» (МАОУ «Татановская СОШ», Тамбовская область);
- «Создание личностно-развивающей образовательной среды смешанного типа для поддержания личностной свободы ребенка» (МБДОУ «Детский сад „Ручеек“ с. Майма», Республика Алтай).
Преподавателями программы выступили:
- сотрудники лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Андрей Иоффе, Валерия Маркова, Людмила Бычкова, Анна Данилина и Светлана Летуновская;
- сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елена Иванова и Ирина Виноградова;
- профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ Витольд Ясвин;
- ученый секретарь Ученого совета МГПУ Роман Комаров;
- старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Анна Фам;
- сотрудники Института развития образования Ярославской области Альбина Кораблева, проректор по проектной деятельности, и Елена Измайлова, руководитель центра сопровождения проектов;
- преподаватель региональной обучающей и сопровождающей команды Алтайского края Екатерина Филиппова;
- директор МБОУ СОШ «Школа будущего» Алексей Голубицкий;
- заместитель директора по УВР МБОУ «гимназия № 34» (г. Ульяновск) Альбина Нуруллова;
- доцент кафедры экономической теории и управления ресурсами КНИТУ-КАИ Ольга Антипина;
- заместитель директора МБОУ «Гимназия № 12» (г. Липецк) Виктория Чернышева;
- доцент кафедры начального образования Нижегородского института развития образования Ирина Бондарева;
- профконсультант департамента развития и внешних связей КГЭУ Лилия Орлова;
- профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта Надежда Уфимцева;
- педагог-психолог ЧОУ «Хорошкола» Ольга Шалыгина;
- ведущий специалист Управления образовательных разработок БГПУ Эльвира Попова.
От Благотворительного фонда «Вклад в будущее» выступили:
- исполнительный директор фонда Петр Положевец;
- руководитель Программы по развитию личностного потенциала Екатерина Хаустова;
- руководители направлений Программы по развитию личностного потенциала Евгений Матвиенко, Валентина Агапова и Дмитрий Сизарев;
- эксперт Программы по развитию личностного потенциала Сергей Лосев и менеджер Программы Светлана Тришкина.
Управленческим командам предстоит доработать свои концепции в полноценные проекты и представить их экспертам в марте 2022 года. Затем в течение трех лет они будут реализовывать проекты, создавая в своих образовательных организациях личностно-развивающую образовательную среду.