Пандемия, безусловно, внесла свои коррективы во многие сферы жизни общества, в том числе и не обошла стороной привычную систему управления образовательными организациями. Сегодня часть руководителей школ признается, что удаленно решать многие задачи и воплощать в жизнь запланированные проекты стало сложнее, в том числе из-за усложнения процесса коммуникации и необходимости перестраивать многие бизнес-процессы.
Хотя продуктивность сотрудников и удалось сохранить на прежнем уровне, большинство руководителей с непрофильным образованием сталкиваются с определёнными трудностями, так как в качестве основного инструмента они используют один отточенный годами метод управления, однако в современных условиях такой подход просто не работает. Например, метод командной работы, который в обычных условиях являлся самым передовым и позволял развиваться всем участникам процесса вне зависимости от уровня знаний и навыков, стал бесполезен в условиях пандемии и приобрел совершенно другой оттенок. Теперь от руководителя требуется гораздо больше вовлеченности в процесс выполнения задач: необходимо обеспечить рабочие места всеми необходимыми техническими средствами и организовать бесперебойную удаленную работу, поддерживать регулярную коммуникацию со всеми сотрудниками, усилить контроль за промежуточными и итоговыми результатами работы, проявить особое внимание к деталям
Для того, чтобы более углубленно проработать возможные методы поддержки руководителей общеобразовательных организаций, преподаватели кафедры государственного и муниципального управления организовали онлайн встречу с директорами Московских школ для совместного обсуждения современных проблем управления. Все участники встречи пришли к выводу что уже в ближайшее время необходимо подготовить и запустить совместный проект содействия развитию профессиональных навыков управления образовательными организациями партнеров университета. Часть проекта будет направлена на оказание консультационной поддержки и организацию обучения необходимым методам и приемам управления для руководителей, имеющих непрофильное образование. Другая часть проекта будет включать в себя мероприятия по поддержке внедрения механизмов сетевого управления. В частности, на базе школы управления и экономики ИПиУ за два года смешанной работы были отработаны механизмы использования сетевого планирования как основного механизма управления проектными задачами и использование Trello как единой платформы для организации совместной работы.
Изменение внешней среды привело к необходимости максимально полно и эффективно использовать информационно-коммуникационные системы и применять комплексный подход при использовании инструментов управления в общеобразовательных организациях.
Выражаем особую благодарность Панферовой Наталье Геннадьевне — начальнику кадровой службы ГБОУ «Школа № 138» города Москвы, Симоновой Наталье Михайловне — директору школы № 1239 города Москвы и Диких Вадиму Александровичу — директору школы управления и экономики ИПиУ МГПУ за интересный опыт и предложения по разработке проекта развития управленческой деятельности в образовательных организациях.