Круглый стол
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ДОО»
Информация
Актуальность обсуждаемой проблемы определена реализацией новой нормативной правовой базой (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного образования, Профстандарт «Педагог»), стратегией развития отечественного дошкольного образования в целом, и, в частности, привлечением родителей к участию в образовательном процессе в контексте социального партнерства.
В работе круглого стола приняли участие преподаватели департамента педагогики ИППО, бакалавры, магистранты, аспиранты, а также методисты дошкольных отделений, старшие воспитатели и воспитатели территориальных образовательных комплексов.
Модераторы Круглого стола:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования
Виноградова Надежда Александровна;
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования
Сидоренко Валентина Николаевна.
Эксперт: Юганова Ирина Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент, специалист в области тифлопедагогики
Открывая работу Круглого стола, Н.А. Виноградова остановилась на важности обсуждаемой проблемы, отметила, что обеспечивая качество дошкольного образования необходимо использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе возможности родителей, которые являются участниками образовательного процесса. Дошкольная образовательная организация становится открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг в области дошкольного образования.
Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение друг к другу.
Решая общие вопросы, в ДОО создаются условия для организации социального партнерства педагогов и родителей.
Виноградова Н.А. охарактеризовала круг обсуждаемых вопросов, среди которых выделила наиболее значимые, а именно:
- социально-педагогическое партнерство как факторповышения качества дошкольного образования;
- совместная деятельность ДОО с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования;
- модели организации социально-педагогическогопартнерства как фактора повышения качества дошкольного образования;
- формы организации социально-педагогического партнерства;
- социальный диалог как способ осуществления социального партнерства;
- мониторинг как технология управляемости процессом реализации социально-педагогического партнерства в ДОО.
Большой интерес вызвало сообщение методиста Юлии Валентиновны Кашаповой и старшего воспитателя Татьяны Станиславовны Кондратюк (СО 1, ГБОУ Школа № 149, САО) на тему: «Развитие социального партнерства семьи и дошкольного отделения в условиях функционирования образовательного комплекса». В сообщении поднимались вопросы, связанные с нормативно-правовой базой, которая должна совершенствоваться и отражать вопросы социального партнерства между родителями и ДОО.
Выступление Юлии Николаевны Родионовой, к.п.н., доцента департамента педагогики ИППО на тему: «Формирование социального партнерства до и семей, воспитывающих ребенка раннего возраста с ОВЗ» раскрывала возможности специалистов в осуществлении психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Большинство выступлений были посвящены организации разнообразных форм социально-педагогического партнерства педагогов и родителей в условиях ДОО: Лобанова Ю.А., воспитатель ГБОУ школы № 1900, магистрант ИППО«Формы организации взаимодействия педагогов и семьи в дошкольной образовательной организации»; Назарова Е. Ю., ст. воспитатель, Фридман Л. М., воспитатель, ГБОУ СОШ № 2103, СП «ДО № 2«"Социальное партнерство в формах досугового взаимодействия»;
Мещерякова Ж. В., воспитатель, ГБОУ СОШ№ 2107, д/с № 1678 ЦАО, магистрантИППО«Проект „Только вместе…“ как механизм формирования партнерских отношений педагогов и родителей»;Зенина С. Ю., Тудунова М. Ц., учителя-логопедыСО 1, ГБОУ Школы № 149, САО«Семейный клуб „гармония“ как форма организации социально-педагогического партнерства до и семьи»; Боровикова Е.В., Спиридонова Е.В. воспитатели СО 1, ГБОУ Школы № 149, САО «Игровые среды как средство формирования позитивных детско-родительских отношений» и др.
АНОНС «Педагогу это интересно…» Сидоренко Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики подготовила презентацию, посвященную 145-летию первой АЗБУКИ Л.Н.Толстого (1872), а также представила обзор литературы по теме Круглого стола «Управление качеством образования в условиях партнерства семьи и ДОО», охарактеризовала подборку статей и библиографический список (материалы подготовлены библиотекой ИППО).
С заключительным словом к участникам круглого стола обратилась Н. А. Виноградова. Она поблагодарила всех участников круглого стола за заинтересованный и конструктивный разговор об организации социально-педагогического партнерства педагогов ДОО и родителей, активных участников образовательного процесса. Обмен идеями, мнениями и представленный накопленным опытом, несомненно, был очень полезен и нацелен на стратегию развития ДОО, на качество образования, что возможно только при организации социального партнерства, соблюдая все его принципы.
В ходе дискуссии были выделены некоторые положения, определяющие общую организацию социального партнерства в условиях ДОО:
- Социальное партнерство родителей и педагогов еще не в полной мере осознается субъектами взаимодействия, но перспективы его довольно значимы — это активная позиция родителей и педагогов в создании открытой системы образования и единого образовательного пространства для полноценного развития ребенка.
- Родители — одни из главных участников образовательной деятельности, которые должны качественно выполнять, возложенные на них обязанности, а педагоги через механизмы социального партнерства осуществлять взаимодействие, которое поможет педагогам и родителям совместно решать поставленные задачи.
- Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, диалогичность, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании детей.
Галерея: www.mgpu.ru/galleries/upravlenie-kachestvom-obrazovaniya-v-usloviyah-partnerstva-semi-i-doo/