В период с 7 по 12 февраля 2022 года управленческие команды школ и детских садов Саратовской области и Краснодарского края проходили обучение по программе повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды». Это первый этап Программы Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала, которую реализуют Лаборатория развития личностного потенциала в образовании НИИ УГО МГПУ, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. Всего в двух параллельных потоках онлайн-обучение прошли 111 человек.
Обучаясь на курсах, каждая управленческая команда готовилась к разработке и реализации проекта создания личностно-развивающей образовательной среды в своей образовательной организации.
Особенность обучения — постепенный разбор тем, важных для подготовки проектов создания личностно-развивающей образовательной среды в школах и детских садах. С понедельника по четверг управленческие команды знакомились с понятием «личностный потенциал» и обсуждали проблематику выбора, достижения и жизнестойкости, осваивали стратегический подход к изменениям в образовательных организациях, а также изучали инструменты анализа, диагностики и изменения образовательной среды. Члены региональных обучающих и сопровождающих команд наблюдали за их работой, а также участвовали в специальных образовательных треках.
В пятницу управленческие команды занимались разработкой концепции (примерный проект создания личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС)), в субботу — презентовали ее экспертам. Вот несколько примеров концепций:
- «Стратегический проект ЛРОС по созданию творческо-карьерной среды через развитие системы самоуправления учащихся, педагогов и родителей „Территория???“» (МАОУ «Лицей „Солярис“», Саратовская область);
- «Личностно-развивающая образовательная среда как третий педагог в формировании универсальных компетенций дошкольников. „Чувствуй сердцем — действуй с умом!“» (МАДОУ № 31, Краснодарский край);
- «Создание лаборатории индивидуализации: управленческий стратегический проект по развитию ЛРОС карьерно-творческого типа через обеспечение индивидуального сопровождения и непрерывности образования всех участников образовательных отношений» (МАОУ «СОШ „Аврора“», Саратовская область);
- «Школа, где уникален каждый» (МБОУ СОШ № 21, Краснодарский край);
- «Создание личностно-развивающей образовательной среды творческо-карьерного типа в условиях повышения мотивации к сотрудничеству участников образовательных отношений ДОО» (МАДОУ «ЦРР — детский сад № 215 „Капельки солнца“», Саратовская область);
- «Театральная лаборатория — территория творческого успеха, развития самостоятельности и инициативы» (МБДОУ «детский сад № 5 „Улыбка“», Краснодарский край) и многие другие.
Управленческие команды доработают свои концепции и уже в апреле 2022 года представят экспертам полноценные проекты. Затем в течение трех лет эти проекты будут реализовываться в детских садах и школах.
Повышение квалификации в рамках программы также проходили члены региональных обучающих и сопровождающих команд — сотрудники Саратовского областного института развития образования и Института развития образования Краснодарского края. Их задача — помогать управленцам на всех этапах реализации Программы по развитию личностного потенциала (от подготовки предварительных концепций до создания, презентации и трехгодичной реализации проектов).
Занятия проводила команда преподавателей из разных регионов страны:
- сотрудники лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Андрей Иоффе, Людмила Бычкова, Анна Данилина и Светлана Летуновская;
- сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елена Иванова и Ирина Виноградова;
- Роман Комаров, ученый секретарь Ученого совета МГПУ;
- Анна Фам, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ;
- сотрудники Института развития образования Ярославской области — проректор по проектной деятельности Альбина Кораблева и руководитель центра сопровождения проектов Елена Измайлова;
- Ирина Бондарева, доцент кафедры начального образования Нижегородского института развития образования;
- Людмила Беткер, доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием Института развития образования ХМАО-Югры;
- Екатерина Филиппова, преподаватель региональной обучающей и сопровождающей команды Алтайского края;
- Алексей Голубицкий, директор МБОУ СОШ «Школа будущего»;
- Альбина Нуруллова, заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 34» г. Ульяновска;
- Виктория Чернышева, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 12» города Липецка;
- Лилия Орлова, профконсультант департамента развития и внешних связей Казанского государственного энергетического университета;
- Надежда Уфимцева, профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта;
- Эльвира Попова, ведущий специалист Управления образовательных разработок Барнаульского государственного педагогического университета.
От Благотворительного фонда «Вклад в будущее» выступили:
- Екатерина Хаустова, руководитель Программы по развитию личностного потенциала;
- руководители направлений Программы по развитию личностного потенциала Евгений Матвиенко, Валентина Агапова и Дмитрий Сизарев;
- Сергей Лосев, эксперт, и Светлана Тришкина, менеджер.
С каждой управленческой командой работали опытные модераторы — члены федеральной обучающей и сопровождающей команды из Москвы, Красноярского края, Удмуртской Республики, Республик Башкортостан и Татарстан, Калининградской, Нижегородской, Самарской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областей.