Top.Mail.Ru

Управленческие команды Самарской области прошли обучение

С 18 по 23 января 2021 года команды школ и детских садов Самарской области прошли очно-дистанционное обучение по программе повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды». Это первый этап Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала, которая реализуется в сотрудничестве с Лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ и Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.

К обучению подключились управленческие команды 9 школ и 4 детских садов, в которые вошли директора и заведующие, их заместители, педагоги-психологи, старшие воспитатели (всего 48 человек). География участников представлена командами из Самары, Тольятти, Кинеля, а также сёл Большая Глушица, Приволжье, посёлков Красный Яр, Придорожный, Суходол. По итогам обучения команды разработали концепции управленческих проектов личностно-развивающей образовательной среды для своих образовательных организаций, пользуясь полученными на обучении знаниями и инструментами.

Сотрудники Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Центра информационных технологий городского округа Тольятти, Академии для одаренных детей (Наяновой) и Гимназии № 11 (Базовой школы Российской академии наук) прошли специальную подготовку в качестве членов региональной обучающей и сопровождающей команды. В течение трех лет они будут сопровождать и поддерживать управленческие команды школ и детских садов на пути реализации их проектов.

Установка на совместную работу

В первый день заместитель министра образования и науки Самарской области Елена Пинская, проректор по научной работе Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Лариса Панарина и управляющий Самарского отделения № 6991 ПАО Сбербанк Сергей Тютин пожелали участникам успехов в совместном обучении.

Ждём применения в реальной практике инструментария и ресурсов, с которыми вы познакомитесь. Ждём трансформированной среды в ваших образовательных организациях. А мы создадим все условия, чтобы вы делились опытом. Удачи всем нам!" — сказала Елена Пинская.

Эксперты Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и Лаборатории по развитию личностного потенциала в образовании познакомили участников с целями, ценностями и ресурсами программы. В частности, Екатерина Хаустова отметила, что эффектами программы должны стать:

  • улучшение психологического климата, снижение конфликтности (для школы и детского сада);
  • психологическое и субъективное благополучие, личностная зрелость и гибкость, осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другим людям, гармонизация отношений с родителями, педагогами, друзьями, позитивное влияние на школьную успешность и достижение целей (для учеников и воспитанников).

Мы помогаем подготовить ребенка к жизни в современном мире, воспитать человека, способного делать осознанный свободный выбор и воплощать его с опорой на свои внутренние ресурсы — пожалуй, именно так можно сформулировать миссию программы.

Обучение и разработка концепций проектов

Разработке концепций управленческих проектов предшествовала подготовка: команды образовательных организаций Самарской области погрузились в проблематику личностного потенциала, освоили инструменты его развития, познакомились с методологией средового и компетентностного подходов в образовании, персонализированной моделью образования.

Преподаватели и модераторы из Казани, Калуги, Липецка, Москвы, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Ханты-Мансийска провели все лекционные занятия и практикумы в режиме онлайн. Управленческие команды работали в своих школах и детских садах. Смешанный формат позволил участникам вместе выстраивать концепции проектов создания личностно-развивающей образовательной среды, а онлайн-формат дал возможность собрать опытных модераторов-практиков и преподавателей из разных регионов России.

Руководитель программы по направлению «Методология и оценка» Елена Дирюгина рассказала участникам о концепции и структуре личностного потенциала. Методист программы Марина Катеева провела занятие по развитию эмоционального интеллекта. В мастерских выбора, достижения, жизнестойкости участники выполняли практические упражнения от Анны Фам, старшего научного сотрудника Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.

Профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ Витольд Ясвин рассказал о средовом подходе в образовании и методике оценки, диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды. Продолжили тему педагог-психолог Хорошколы Ольга Шалыгина, руководитель программы по направлению «Разработка» Дмитрий Сизарев, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ Елена Иванова и методист программы Марина Катеева. В качестве самостоятельной работы каждая команда исследовала среду своей образовательной организации, используя предложенный инструментарий.

Заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ Андрей Иоффе и ведущий научный сотрудник лаборатории Людмила Бычкова помогли участникам наметить стратегические изменения в их образовательных организациях и сделать первые шаги к разработке концепций управленческих проектов. Ученый секретарь ученого совета МГПУ Роман Комаров настроил всех на креативный подход к задаче. Предпоследний день обучения был посвящен разработке концепций управленческих проектов.

Результаты работы

В заключительный день управленческие команды представили экспертам концепции проектов по созданию личностно-развивающей образовательной среды:

  • «Академия развития личностного потенциала субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации» (детский сад № 27 «Лесовичок» г. Тольятти);
  • «Развитие эмоционального интеллекта как фактор успешности обучения и развития» (школа № 29 г. Самары);
  • «Виртуальный образовательный туризм для дошкольников» (детский сад № 264 г. Самары);
  • «Развитие социальной активности через инструментарий „Школы возможностей“ (школа № 53 г. Самары);
  • „Создание детско-взрослых сообществ для развития личностно-развивающей образовательной среды на основе событийности“ (школа № 2 с. Приволжье);
  • „Школа Вдохновения — пространство идей и творчества“ (школа № 1 п. г. т. Суходол);
  • „Развитие личностного потенциала участников образовательных отношений в условиях полипозиционной модели наставничества“ (школа № 2 „ОЦ“ с. Большая Глушица);
  • „Дорогой возможностей к творческой среде“ (детский сад № 173 г. Самары);
  • „Шаг в будущее“ — развитие личностного потенциала обучающихся на основе сетевого взаимодействия» (школа № 132 г. Самары);
  • «Школа — наш общий дом» (школа с. Красный Яр);
  • «Развивающая среда — стимулятор становления личности ребенка» (детский сад № 162 «Олимпия» г. Тольятти);
  • «Создание личностно-развивающей образовательной среды «От школы для всех к школе для каждого» (школа № 3 г. Кинеля);
  • «Формирование ценности сотрудничества и единой направленности деятельности педагогического коллектива» (школа «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный).

Команды получили высокую оценку своей работы и вместе с ней рекомендации о том, как усовершенствовать и развить представленные идеи. В течение месяца при поддержке экспертов они доработают свои концепции и представят полноценные проекты, которые в дальнейшем будут реализовывать в течение трех лет. Представление проектов намечено на март 2021 года.

Для Самарской области это только начало жизни в программе, но уже сегодня совершенно очевидно: есть команда единомышленников, высокопрофессиональных, замотивированных управленцев и педагогов — есть профессионально-личностный потенциал. Значит, обязательно будет создана образовательная экосистема, жизнеспособность которой позволит вырастить не одно поколение счастливых и успешных детей,

— поделилась своим мнением модератор Анжела Пачина, начальник методического отдела Института развития образования ХМАО — Югры.

«У вас была крайне насыщенная и, главное, продуктивная неделя. Концепты проектов интересны. Выявлена проблематика, в целом продуманы управленческие шаги, интересные форматы взаимодействия с участниками образовательных отношений. Народ заинтересован, увлечен, готов делиться советами и идеями, помогать другим командам. Это здорово! Корректный, доброжелательный и при этом деловой и конкретный разговор. Чат — наглядное тому свидетельство. Спасибо команде организаторов! Это ваша, коллеги, заслуга. Вновь убедилась, что мы с вами сумеем получить много пользы от участия в программе. Молодцы. Двигаемся дальше!»

— подвела итог заместитель министра образования и науки Самарской области Елена Пинская.

скрин_4
скрин_6
скрин_7
скрин_8
скрин_9
скрин_2
скрин_3


В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»