15 августа на базе ТюмГУ прошла панельная дискуссия в формате вебинара. Участники рассуждали о возможных путях и сценариях развития людей и организаций в области науки, образования, прикладных разработок в условиях бизнес-трансформации дополнительного образования и пытались ответить на вопрос: университеты против бизнеса или бизнес в университете?
В дискуссии участие приняла директор института непрерывного образования Марина Шалашова. Также спикерами дискуссии стали Андрей Троцак (АСИ), Андрей Латышев (ТюмГУ), Антон Оцепов (ТПУ), Антон Сажин (CoreApp), Евгений Сженов (экспертный совет Госдумы по непрерывному образованию), Роман Мартемьянов (МФТИ) и модератор Илья Коршунов (ВШЭ). Ознакомиться с вебинаром можно по ссылке.
Участников и модераторов интересовал вопрос перспектив лидерства вузов на рынках дополнительного образования, конфронтации и коллаборации с бизнес-игроками и конкурентоспособности вузов на поле ДПО.
Евгений Сженов, председатель экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию, отметил, что прослеживается сокращение длительности и концетрация контентного наполнения программ дополнительного образования.
Материал, потребляемый за неделю, может превосходить по востребованности, чем материал на несколько месяцев. Но всегда остро стоит и прорабатывается вопрос качества. Ключевые тренды в том, что сила ДПО сегодня — это всё менее выпускные документы, которые дают право работать, а компетенции.", — проследил тенденцию эксперт.
Антон Оцепов, директор Центра непрерывного образования Томского политехнического университета поделился своим видением вопроса:
Очень важно, что мы перешли от обсуждения того, что ДПО полезно бизнесу к тому, что ДПО — полезно людям, потому что они наши клиенты, образование для них делается. Помогать людям, которые потеряли уверенность в завтрашнем дне — это задача ДПО.
Марина Михайловна Шалашова представляла МГПУ как университет, готовый обучать и вводить новые практики для горожан всех возрастов, влияя на общество в целом. Она рассказала об истории проекта «Серебряный университет», который стал пионером в обучении лиц пенсионного возраста и получил более 10 тысяч заявок за первые три дня работы.
Мы обсуждаем ценность непрерывного образования. Актуально ли это для старшего поколения? Безусловно. После того, как мы запустили “Серебряный университет”, обучение стало потребностью для многих пожилых горожан. То есть мы, МГПУ, инициировали новую городскую практику, куда подключились учреждения культуры, здравоохранения, спорта и так далее, — поделилась директор ИНО МГПУ.
Марина Михайловна рассказала о тенденциях программ дополнительного образования: обновляется содержание программ , выявляются новые практики и форматы обучения. Для усиления ресурсности университета создан хаб программ дополнительного образования, который проводит системный мониторинг и маркетинговый анализ рынка инновационных решений в разных областях.
Безусловно, невозможна трансформация модели ДПО без новых слушателей и их запросов:
Создаются условия привлечения новой аудитории слушателей. Для этого созданы центры публичной науки. Форматами их работы являются открытые лекции и мастерские, краткосрочные образовательные программы, просветительские и развлекательные события. Примером такого центра является science-парк, который стал точкой притяжения команд исследователей, изучающих темы физического и психофизиологического потенциала человека, где соединяются исследовательское оборудование, технологии, интеллектуальные и кадровые ресурсы.
Вопрос о том, куда движется дополнительное образование, в последние годы волнует все образовательные организации, и частные, и государственные. Пока ясно, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособными в ситуации перенасыщенного рынка и искушенных потребителей, необходимо создавать высококачественный контент с экспертной позицией. Однако, некоторые вопросы остаются нерешёнными. Например, поиск оптимальных решений совмещения существующих в университете административных и финансовых регламентов и ключевых бизнес-процессов, требующих быстрого реагирования на существующие запросы. Как правильно был сделан вывод на вебинаре, пора выходить с инициативой и рассматривать дополнительное образование как непрерывное, сопровождающее нас всю жизнь для смены квалификации или повышения существующей.