Вышел новый, третий выпуск сборника «UniverCity: Города и Университеты», подготовленный специалистами Московского городского педагогического университета. В сборник вошли результаты исследований 2018−2019 учебного года, которые были посвящены различным аспектам современного образования в столичном мегаполисе. Среди них — взаимодействие школы и города, проблемы и возможности дополнительного образования, включенность родителей в деятельность школ и многое другое. Предлагаем познакомиться с некоторыми исследованиями.
Одной из важных тем исследований стало участие родителей в образовании. Светлана Вачкова, директор Института системных проектов МГПУ, выяснила, как основные заказчики образовательных услуг оценивают их качество. Какие достоинства и недостатки образовательных организаций находят родители московских школьников? Каким видят своего ребенка в будущем и связывают ли уровень образования с жизненным успехом? При помощи специальной анкеты, которую заполнили 434 человека, удалось выяснить:
- около трети опрошенных прямо или косвенно указывают на недовольство качеством образования, которое получают их дети, при этом качество дополнительного образования оценивается несколько выше, чем основного;
- учитывая то, что при оценке качества образования родители настроены довольно критично, средняя оценка составила 6,3 балла, что свидетельствует скорее в пользу качества московского образования;
- большинство детей имеют лишь около 4−5 свободных часов в день, что ставит под вопрос не только возможность получать дополнительное образование, но и просто элементарный отдых, время для общения с друзьями и близкими;
- большинство респондентов видят прямую связь между уровнем образования и жизненным успехом своего ребенка. Родители не исключают возможность обучения за рубежом, готовят своих детей к получению высшего образования, а также желают сохранять контроль над ним и в значительной мере определять его жизнь.
Другие результаты, а также информацию о ходе исследования читайте в статье «Как родители представляют качественное образование и чего ожидают от образовательного пространства Москвы».
Предметом второго исследования, посвященного участию родителей в образовании детей, стали практики их вовлечения в образовательную и социальную жизнь московских школ. Ученые МГПУ, Дмитрий Весманов, Сергей Весманов и Гурген Акопян, провели анкетирование сотрудников образовательных организаций столицы (504 человека) и родителей обучающихся 5−11-х классов (507 человек).
Важным результатом исследования стало то, что позиции родителей и педагогов, касательно взаимодействия друг с другом, совпадают: обе стороны понимают, что качественное образование детей — результат совместных усилий педагогов и семьи. Кроме того, в результате такого сотрудничества у педагогов появляется возможность получать от родителей информацию о режиме занятости ребенка и его способностях, воспитании и развитии, а родители, в свою очередь, узнают об оценках ребенка и критериях их выставления, расписании занятий и внеклассных мероприятиях.
Однако, несмотря на это, школа значительно чаще «реагирует», то есть отвечает на жалобы, претензии, а иногда и благодарности от родительского сообщества, и значительно реже «вовлекает», то есть информирует родителей и продвигает современные подходы в образовательной и социальной деятельности. Это значит, что до сих пор школы используют модель «реактивного» взаимодействие вместо «проактивного», то есть вовлечения. Это нуждается в изменении.
Другие результаты исследования, а также рекомендации его авторов для вовлечения родителей в изменения образовательной и социальной деятельности школы, можно узнать в статье «Московская школа и горожане: как родители вовлечены в изменения образовательной и социальной деятельности школы».
Удовлетворенности родителей дополнительным образованием было посвящено исследование Бориса Куприянова, профессора департамента педагогики МГПУ. На основе общероссийского Мониторинга экономики образования, проведенного НИУ ВШЭ и «Левада-центром» в 2016 году, автор исследования провёл опрос, который позволил выяснить степень удовлетворенности обучением родителей, чьи дети получают дополнительное образование в центре проектного творчества «Старт-ПРО» МГПУ.
Так, общие оценки удовлетворенности в обоих опросах — «Исследование удовлетворенности родителей» (ИУР, МГПУ, 2019) и «Мониторинг экономики образования» (МЭО, НИУ ВШЭ, 2016) — в основном совпадают. Московские родители, которые активны в этой сфере, удовлетворены дополнительным образованием — большинство опрошенных выбрали вариант «безусловно удовлетворяет» (МЭО — 59,3%, ИУР — 57%), ответ «скорее удовлетворяет» зафиксирован у 37,3% у родителей в 2016 году и у 42% тех, кого опрашивали в рамках проекта МГПУ. Доли тех, кто в той или иной мере не удовлетворен, — минимальны.
Московские родители с активной позицией ценят дополнительное образование за доброжелательное отношение к ребенку, содержание образования, качество преподавания и территориальную доступность.
Исследование также выявило так называемые «рейтинги результатов дополнительного образования детей». В верхних строчках оказались «важные для жизни знания, умения, практические навыки, которым не учат в школе», «занятие по душе, увлечение», «хобби», «возможность проявить и развить свой талант, способности», а в нижних — «улучшить свои знания по школьной программе, лучше учиться в школе (в том числе успешно сдать ОГЭ или ЕГЭ)», «выбор профессии, важные для профессиональной деятельности навыки».
Таким образом, исследование позволило наметить основные компоненты московского индекса родительской удовлетворенности дополнительным образованием детей. Ответы родителей по другим вопросам, а вывод исследователя по результатам проделанной работы ищите в статье «Московский индекс родительской удовлетворенности дополнительным образованием детей»!
UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 3 / Под ред. С.Н. Вачковой, Е.А. Асоновой. — М.: Экон-информ, 2019. — 205 с.
Изображение: Юлия Степанова