Две статьи нового выпуска сборника «UniverCity: Города и Университеты» посвящены развитию компетенций.
Например, педагогам будет интересно узнать, как повысить качество групповой работы обучающихся. Сделать это можно посредством модерации, с принципами и правилами которой читателей подробно познакомит статья «Модерация: как сделать групповую работу обучающихся интересной и полезной?».
В качестве ориентира авторы статьи предлагают читателю признаки успешной работы в группе, в числе которых организованность, ответственность, открытость, контактность, хорошее знание членами группы друг друга и состояния дел группы.
Для того, чтобы развить у членов группы указанные компетенции, модератор должен уметь:
- слушать и слышать то, что говорят члены группы;
- перемещать фокус внимания группы между позициями полемизирующих, оставаясь нейтральным к озвучиваемому мнению, уважая равное право на высказывание каждой из сторон;
- систематизировать услышанное и при необходимости переформулировать высказывание без искажений смысла так, чтобы оно стало понятно всем;
- синтезировать и визуализировать услышанное;
- удерживать внимание группы на результате, которого необходимо достичь
и т. д.
Благодаря реализации этих базовых процессов модерации работа в группе изменится в лучшую сторону: участники окажутся услышанными и понятыми. Можно будет узнать, что думает другой, можно будет лучше понять и усвоить новое, потому что иначе будет представлен сам материал — ярко, отчетливо, в диалоге. Подробнее о принципах модерации читайте в статье «Модерация: как сделать групповую работу обучающихся интересной и полезной?» (авторы: Людмила Бычкова, Анна Данилина, Наталия Бородкина, Андрей Иоффе).
Другой важной компетенцией, о развитии которой предлагают задуматься авторы сборника, является функциональное чтение. Под ним понимается способность работать с любой информацией, читать за пределами учебной ситуации для решения исследовательских, профессиональных, житейских задач. Функциональное чтение помогает обучающемуся проживать ситуации выбора, ставить задачи на уроке и в повседневной жизни, расставлять приоритеты в выполнении ряда задач, приобретать опыт достижения целей, аргументированно изменять свою точку зрения и многое другое.
Развить эту компетенцию поможет учебный модуль, ориентированный на восполнение дефицитов и формирование функционального чтения у обучающихся московских школ. Модуль рассчитан на 10−12 учебных занятий и может быть освоен обучающимися 3−4 классов. Его структура и содержание имеют три качественных уровня освоения культурного способа действия, которые составляют зону ближайшего развития: формальный, рефлексивный, функциональный.
Учебный модуль включает:
- формы работы, связанные с выходом за пределы школы. Они учат использовать содержащуюся глубоко и скрытую информацию; позволяют делать вывод о том, какая информация необходима для выполнения задания; заставляют задуматься о содержании или структуре информации, добытой из различных источников, переносить ее на себя и в сферу личного сознания;
- типовые задачи с элементарным содержанием, однозначным условием, прозрачными формулировками. Выполнив их, дети учатся находить информацию, заданную в явном или неявном виде, интерпретировать и рефлексивно оценивать ее; искать в различных источниках нужную информацию по множественным критериям;
- задачи, которые не решаются непосредственным применением стандартных правил или процедур, а требуют построить схему, программу действия. Такой тип учебной задачи требует сотрудничества, конструктивного взаимодействия с другими детьми и взрослыми, у обучающегося появляется необходимость распределить роли и функционал;
- задачи, для выполнения которых необходимо обратиться к своему индивидуальному жизненному опыту (вспомнить, где в жизни сталкивались с реальной ситуацией, как повели себя тогда, как им пригодился бы опыт, полученный на занятиях). Чтобы решить эти задания, ребенку нужно владеть широким спектром компетенций: от знания слов, грамматики, структуры текста до знания о мире. Благодаря этому рефлексивные возможности ребенка расширяются, и он получает возможность выйти за границу личного опыта.
Учителя отмечали, что после прохождения модуля ученики стали успешнее писать проверочные работы, а также частично закрыли дефициты при работе с текстом, практико-ориентированными заданиями, с информацией, представленной в диаграммах, таблицах и иллюстрациях. Узнать о нем подробнее можно в статье «Формирование навыка функционального чтения у детей младшего школьного возраста» (автор Ригина Костина).