Top.Mail.Ru

«UniverCity: Города и Университеты»: городская среда

Сотрудники Московского городского педагогического университета продолжают исследование городской среды. Эта тема нашла широкое отражение во многих статьях, вошедших в третий выпуск сборника «UniverCity: Города и Университеты». Предлагаем познакомиться с некоторыми из них!

Каким должен быть город, чтобы дети и молодые люди могли всесторонне и полноценно развиваться, активно и подлинно участвовать в общественной жизни, принимать решения, затрагивающие их интересы и удовлетворяющие их потребности? Этим вопросом задались сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ Елена Иванова, Оксана Нестерова, Ирина Виноградова и Елизавета Маякова.

На основе специально разработанной методики экспертной оценки неформального социокультурного пространства города исследователям удалось выявить признаки дружелюбной к детям городской среды, которая позволяет им чувствовать себя на улицах безопасно, учитывает их возрастные потребности, доступна и понятна. К их числу относятся:

  • возможность иметь выбор образовательных услуг и их доступность;
  • безопасность городской среды (транспортная, пешеходная, информационная);
  • наличие торгово-развлекательных центров, кафе/антикафе, кинотеатров;
  • возможность социальной активности (участие в акциях по защите окружающей среды, различных фестивалях, спортивных мероприятиях и пр.);
  • возможность для удовлетворения физиологических потребностей (еда, тепло, справление нужды и оказание помощи на улице).

О том, как воплотить эти критерии в жизнь, а также о других результатах исследования читайте в статье «Дружественная городская среда: 5 шагов навстречу детям».

Под другим ракурсом на проблему комфортности городской среды для детей посмотрели сотрудники лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Анна Якшина, Татьяна Ле-ван и Лариса Логинова, предложив обратить внимание на школьные дворы.

Чтобы сделать их действительно комфортными для детей, специалисты провели исследование предпочтений самих детей относительно того, какими они желают видеть школьные дворы, попросив при этом педагогов ответить на те же вопросы. Данная модель исследования состояла из 4 этапов, в процессе которых сотрудникам лаборатории удалось собрать информацию об уже имеющемся положительном и отрицательном опыте детей, их потребностях на прогулке, особенностях организации идеальных детских площадок и возможностях для разных видов деятельности на них. Финальным этапом стало создание позитивного образа площадки.

Специалисты выяснили, что эти территории можно превратить в место встречи и общения всего школьного сообщества, в образовательное пространство, раскрывающее идентичность школы. Кроме того, сам процесс проектирования школьного двора — ценная образовательная практика, которая работает на развитие отношений внутри самой школы.

В результате изучения детских предпочтений самими педагогами с помощью предложенного нами инструмента юные респонденты получили важный опыт выражения своего мнения по значимому вопросу, а педагоги смогли посмотреть на ситуацию глазами ребёнка. О ходе исследования читайте в статье «Соучаствующее проектирование школьных дворов: как изменить среду и отношения внутри школы?»

Алексей Коршунов, заместитель директора Института естествознания и спортивных технологий МГПУ, в своём исследовании обратил внимание на такую важную часть спортивной инфраструктуры города, как спортивные и детские площадки.

Использование открытых городских пространств для занятий по физическому воспитанию (как для уроков физкультуры, так и для внеучебных занятий и реализации программ дополнительного образования) помогло бы не только разнообразить содержание уроков физкультуры, но и максимально вовлечь обучающихся и педагогов в занятия спортом в новой образовательной среде — непосредственно в атмосфере мегаполиса, на детских и спортивных площадках. Но хотят ли этого сами жители мегаполиса и может ли мегаполис предоставить москвичам такие возможности? Результаты исследование показали:

  • родители горячо заинтересованы в совершенствовании формата занятий физкультурой, хотели бы постоянного развития и улучшения этого предмета — при условии осмысления, зачем он нужен и какое значение имеет сегодня;
  • районные власти и муниципалитеты готовы во всем идти навстречу и содействовать физкультурным и спортивным занятиям обучающихся на открытых площадках при условии тесной координации и согласовании работы с образовательными учреждениями;
  • руководство школ, как правило, поддерживает проведение таких занятий, но рассчитывает опираться на отработанные методики по конкретным видам спорта, включенным в школьную программу физкультуры;
  • учителя физкультуры относятся в основном настороженно и скептически к предлагаемым инициативам, оценивая предстоящие сложности и необходимость соответствующего повышения квалификации.

Главным выводом исследования стало то, что иллюстрация общих тезисов конкретными успешными примерами побуждает всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц поддерживать предлагаемую модернизацию. О том, как это сделать и какую пользу принесет москвичам использование открытых городских пространств для занятий спортом, читайте в статье «Городские пространства как спортивная площадка».

Над вопросом о том, каков образовательный маршрут подростка, который живет на окраине и не может по-максимуму использовать ресурсы городской среды, предложили задуматься сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ Елена Иванова, Екатерина Барсукова и Анна Тер-Григорян. Исследователи проанализировали знания подростков, живущих в отдаленных от центра районах Москвы, о возможностях своего города. Для этого они попросили учеников старших классов двух районов Москвы — Коммунарки и Гольянова — спроектировать внешкольный образовательный маршрут с использованием возможностей и ресурсов района. То же самое было предложено сделать и педагогам. Общие выводы исследования по двум районам таковы:

  • в обоих районах есть острый дефицит образовательных, культурных и спортивных объектов, есть необходимость в дешевых и/или бесплатных курсах и секциях;
  • привычка уезжать из своего района уже сформирована, но не исключено, что, грамотно закрыв часть потребностей в культурном досуге, можно вернуть внимание жителей к своему месту проживания. Нужны музеи, многофункциональные досуговые центры, «третьи места»;
  • педагоги видят маршрут и карту образовательного квартала, дети видят жизнь во всех ее проявлениях как образовательный маршрут.

Подробнее читайте в статье «Направо пойдешь — знания найдешь, налево пойдешь — компетенции приобретешь…»: образовательные маршруты городских окраин".

UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 3 / Под ред. С.Н. Вачковой, Е.А. Асоновой. — М.: Экон-информ, 2019. —  205 с.

Все статьи сборника.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»