Тема чтения занимает важное место в новом сборнике «UniverCity: Города и Университеты», подготовленном специалистами Московского городского педагогического университета.
В одной из статей сборника содержится ответ на вопрос: для чего нужно, чтобы дети читали? «Очевидный вопрос!» — скажете вы. Однако авторы исследования — сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, признаются, что поиск ответа оказался весьма непростым. В ходе исследования выяснилось, что у разных участников образовательного процесса не только разные ответы на этот вопрос, — у многих ответов просто нет. Однако проанализировав мнения каждой группы респондентов, удалось выяснить, какие ценности видят именно они в детском чтении.
Мнение подростков:
- чтение развивает кругозор;
- чтение учит, как поступать в сложных ситуациях.
Мнение мам и бабушек:
- чтение расширяет кругозор;
- чтение учит, как поступать в сложных ситуациях;
- чтение восполняет дефицит эмоций;
- чтение обеспечивает связь поколений.
Мнение отцов:
- чтение позволяет общаться с детьми;
- многие респонденты отметили, что необязательно прививать детям любовь к чтению.
Более подробно стоит сказать о мнении главных участников литературного образования — учителей и библиотекарей. У них, получивших сходное образование, но разный профессиональный опыт, мнения оказались разными. Некоторые учителя полагают, что лучше было бы сделать уроки литературы факультативными — для тех подростков, которым интересно анализировать тексты. Впрочем, большинство учителей все же не готовы к таким радикальным переменам. Дважды прозвучали похожие идеи: «Растить читателя», «Развивать культуру читателя», но также «Не навредить», то есть не отбить любовь к чтению. Также учителя затронули важную мысль о том, что литература не только помогает разобраться в себе, но и понять других людей.
Полный текст исследования читайте в статье «Для чего нужно, чтобы дети читали?».
Однако, чтобы чтение не только детей, но и взрослых, было комфортным, необходимо, чтобы и пространства для чтения располагали к себе. Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, на основе анализа библиотечных пространств Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Самары, Тюмени, Сургута, Архангельска, Хельсинки, Турку, Штутгарта, Копенгагена, Вены, Трира, Мюнхена, Сиэтла и Нью-Йорка назвала главные качества, которыми должны обладать современные библиотеки:
- Дружелюбность: библиотека обеспечивает её посетителям спокойное пребывание и быстрый доступ к запрашиваемым услугам.
- Пространство и воздух: панорамные окна, красивый вид за ними, высокие потолки, дающие ощущение воздуха, широкая расстановка мебели, позволяющая чувствовать себя свободно в общественном месте.
- Востребованность: необходимо создавать естественные ситуации пользования библиотекой. Например, за счет развития у детей пользовательских навыков в школьных библиотеках, создания условий для самостоятельного обращения в городские библиотеки для выполнения учебных заданий, а также за счет привлекательности библиотеки как пространства для проведения досуга.
- Насыщенность и связность фондов. Библиотеки должны быть укомплектованы всем необходимым, а на основе изучения реальных и потенциальных запросов горожан нужно постоянно расширять и обновлять фонды.
- Доступность. Библиотека должна быть устроена таким образом, чтобы ориентироваться в ней мог даже человек, не владеющий конкретным языком.
Подробнее читайте в статье «Пять качеств библиотеки, ориентированных на поддержание здоровья общества».
UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 3 / Под ред. С.Н. Вачковой, Е.А. Асоновой. — М.: Экон-информ, 2019. — 205 с.