Ежегодно неизменной темой сборника «UniverCity: Города и Университеты» становится чтение.
Об особенностях и возможностях чтения в театре расскажет статья Александры Никитиной. Исследование, проведенное в 2019—2020 учебном году лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, показало, что театр способен сыграть значительную роль в решении самых разных образовательных проблем, связанных с чтением. Помочь в этом может театральная читка — гибкая, открытая форма, позволяющая разбирать произведение целиком или фрагментами, останавливаться по ходу и обсуждать отдельные эпизоды, волнующие проблемы или художественные приемы. Вот лишь некоторые ее преимущества:
- вовлекает ребенка в процесс чтения и раскрывает для него мир самой разной литературы: классической и современной, отечественной и зарубежной, адресованной детям и взрослым;
- помогает научиться воспринимать литературу и театр как искусство и эстетическое явление, получать радость от метафорического мышления;
- активизирует познавательные запросы ребенка и учит его задавать сложные вопросы, не смущаясь необходимостью самостоятельного поиска ответов;
- формирует единое детско-взрослое сообщество, где творческий и образовательный поиск на равных ведется детьми и взрослыми, артистами и учителями, семьей, школой и театром;
- создает комфортную принимающую среду, в которой с интересом и уважением относятся к самым разным точкам зрения, что в свою очередь развивает эмоциональный интеллект, «мягкие» и социальные навыки (soft skills, social skills).
Подробнее о возможностях театральной читки, а также о том, где можно стать ее участником, читайте в статье «Особенности и возможности чтения в театре» (автор Александра Никитина).
Еще об одном пространстве читательских коммуникаций расскажет статья, посвященная международной олимпиаде «Книжья нора», проведенной в этом году МГПУ в пятый раз. Цель мероприятия — актуализация читательского опыта подростков, привлечение внимания к современной литературе, создание условий для общения читателей, живущих в самых разных уголках мира. Здесь не проверяют знания по школьной программе, не говорят о биографиях авторов, не просят отличить синекдоху от метонимии, не ставят оценки. Здесь читающие люди получают возможность проявить и испытать себя, рассказать о книгах, которые нравятся или не нравятся, поиграть со своим читательским опытом, пообщаться с другими участниками.
В статье подведены итоги каждого из этапов олимпиады. Подробнее о том, какие авторы и какие книги возглавили рейтинг, а также с какими трудностями встретились книголюбы в тематических «норах», читайте в статье «Книжья нора» — пространство читательских коммуникаций разных поколений" (авторы: Любовь Борусяк, Анастасия Ганина, Алла Дергачева, Анна Юлина).